Найти в Дзене

Беседа о Хлебе Небесном

☦ 1-5 мая. Седмица 3-я по Пасхе. Беседа о Хлебе Небесном

📖 "Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Иоан.6:48-51, РСП).

🖋 Беседа о Небесном Хлебе - одна из важнейших частей евангельского учения. В ней Иисус раскрывает суть Своей миссии по спасению рода человеческого через веру в Него и соединение с Ним. Церковь верует, что практическое завершение этой беседы совершилось в момент Тайной Вечери и продолжает осуществляться в каждой Православной Литургии.

Помещенный ниже текст представляет собой краткий богословский комментарий второй части 6-й главы Евангелия от Иоанна. Номера, указанные в скобках, обозначают стихи этой главы.

* * *

(26-27) Иудеи ждали, что Иисус будет удовлетворять их земные нужды. Но не для того Он умножил хлебы и рыбу для пяти тысяч, а для того, чтобы показать, что Он - Источник Вечной Жизни.

(28-31) Иудеи не против поговорить на столь любопытную тему, но пытаются перевести разговор о ней в плоскость этики и обрядности: "что нам делать, чтобы творить дела Божии?". Попытка не удалась: главное дело - вера в Иисуса. Понимая, что Собеседник "навязывает" им Свою повестку, иудеи требуют подтверждения знамением (как это делал Моисей) и от Писания (где там про Тебя сказано?).

(32-35) Иисус принимает вызов. Сначала Он указывает на ошибку: Моисей в учении иудеев занимал так много места, что фактически заслонял собой Бога ("не Моисей дал вам хлеб с неба"). А затем с помощью типологического метода толкования связывает события Исхода (вкушение манны небесной в течении 40 лет) с учением о Себе, как о Небесном Хлебе. Иудеи, видевшие чудо умножения хлебов, понимают эти слова, в материальном смысле. На что Иисус отвечает без обиняков: "Я есмь хлеб жизни". Выражение "Я есмь" встречается только в писаниях Иоанна: Евангелии и Апокалипсисе, и всегда указывает на божественные свойства Христа. В данном случае это свойство даровать Вечную Жизнь.

(36-40) Вера в Иисуса как в Небесного Посланника - залог Вечной Жизни. Веровать в Иисуса, значит признавать за ним право и власть присущие одному Богу - воскрешать мертвых.

(41-42) Учение Иисуса столь высоко и божественно, что иудеи не могут понять: как обычный, с их точки зрения, человек ("не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем?"), может такое говорить? Простой человек не может сказать о себе: "Я пришел с Неба", разве что: "Я послан Небом", или: "Мне открыто Небом". В утверждении "Я сошел с Неба" есть прямая заявка на божественное происхождение Иисуса. Несоразмерность этой заявки с человеком из плоти и крови, которого они видели перед собой, и вызвала возмущение (ропот) среди иудеев.

(43-47) "Не ропщите между собою", т.е., не пытайтесь дать рациональное объяснение присутствию безграничного божественного в ограниченной человеческой природе. Понимание этого догмата дается только верой. Вера в Иисуса - дар Божий, предлагаемый каждому (Иоиль 2:27-32), но не все его принимают. И дело не в способности, а в желании: если бы захотели, то смогли. Но веровать в Бога, еще не значит видеть Его. Такое видение дается только Сыну, и только в Сыне Бог становится видимым для людей.

(48-51) Необходимое условие действенности веры в Иисуса: должно не только веровать, что Иисус - Небесный Хлеб (это ведь можно понимать и метафорически: слово Иисуса - духовная пища, Его учение - небесный хлеб, и т.п.), но и вкушать этот Хлеб.

(51-57) Когда иудеи наконец понимают, что речь идет не о материальной субстанции (манна), а о некой духовной реальности (Небесный Хлеб), Иисус открывает им тайну Небесного Хлеба: это Его Плоть, которую Он приносит в жертву ради спасения мира. Иудеи пытаются и этим словам придать переносное значение (спорят между собою), но Иисус только усиливает буквальное понимание сказанного ("Истинно, истинно..."). Это значит, что Иисус дает не какое-то новое учение о Жизни Вечной, - это еще можно было бы принять, - Он Сам и есть эта Жизнь. Не метафорически (слушай Меня и спасешься), а буквально: ешь Меня и будешь жить.

(58) Завершение беседы: вот, что имел ввиду Иисус, когда начинал говорить о Небесном Хлебе. Иисус как бы существует в трех динамических ипостасях: Небесный Хлеб, Плоть и Кровь, Вечная Жизнь, которые неразрывно связаны друг с другом, и в которых отражено все дело спасения рода человеческого. Как некогда манна была послана Богом иудеям, чтобы спасти их от временной смерти, так Сын Божий посылается Богом, чтобы спасти людей от вечной смерти. Эта новая Манна - Плоть и Кровь Иисуса, которые Он принял в момент воплощения, и которые люди должны вкушать так же, как иудеи вкушали манну в пустыни. Вкушая манну иудеи имели жизнь временную, вкушая Плоть Иисуса люди имеют Жизнь Вечную.

(60-66) Не только иудеи не поверили этим словам, но и многие из Его учеников. Причина та же: нежелание переступить за привычные рамки иудейской религии, где источником освящения является чтение Писания, исполнение обрядов и моральных норм. Но Вечную Жизнь нельзя "заработать" или "заслужить". Она - дар Божий, и дается лишь тем, кто готов признать Сына Человеческого источником Вечной Жизни.

(70-71) Большинство из не поверивших "отошли от Него" и "не ходили с Ним". Остался только один - Иуда, который с этого момента стал терять веру в Иисуса, как в Мессию, пока наконец совершенно не сделался врагом и предателем. "Враг" в Св. Писании – синоним слова "диавол". Поэтому Иисус и называет этим именем не бесплотного духа, а плотского человека.

(67-69) Апостолы тоже колебались ("не хотите ли и вы отойти?"), но их вера оказалась сильнее доводов рассудка ("Ты имеешь глаголы вечной жизни"). Благодаря смиренному осознанию своей немощи, в лице Петра их вера возвысилась до спасительного исповедания Иисуса Мессией: "Ты Христос, Сын Бога Живаго".