Холодное лето пятьдесят третьего... СССР, 1988. Режиссер Александр Прошкин. Сценарист Эдгар Дубровский. Актеры: Валерий Приёмыхов, Анатолий Папанов, Юрий Кузнецов, Владимир Кашпур, Нина Усатова, Виктор Степанов, Зоя Буряк, Виктор Косых и др. 41,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Разумеется, в самой ситуации, в расстановке противоборствующих сил, в изначальной предопределенности конечного итога схватки, в предсказуемости сюжетных ходов фильм «Холодное лето пятьдесят третьего...» не содержит, пожалуй ничего нового для жанра вестерна-«истерна».
Судите сами: вооруженная банда захватывает поселок, два «положительных героя», защищая мирных жителей, вступают с ней в смертельную борьбу и побеждают. Бандиты — воплощение Зла во всех его ипостасях. Среди беззащитных жителей находится трус, еще недавно представлявший местную власть... Согласитесь, ситуация для вестерна более чем традиционная.
Однако Александр Прошкин наполняет эту фабулу непривычной для нашего экрана атмосферой. Ведь бандиты — это амнистированные в июле 1953 рецидивисты. А два их противника — ссыльные «политические»: бывший главный инженер и «английский шпион» и бывший армейский капитан, вина которого в том, что он был в окружении и попал в плен к немцам.
Капитана играет Валерий Приемыхов. его герой, по сути, в одиночку уничтоживший всех бандитов, ох, как далек от несокрушимого суперменства. Но картину «держит» именно он. Актеру удалось показать, как в его униженном, измотанном лагерным террором герое, просыпается человек. И как трудно ему дается это возвращение к себе...
Он стреляет в озверевших бандитов без лихой удали и удовольствия. Тут возрождение личности передано не словами, а сумрачным взглядом с затаенной надеждой, свободным поворотом расправленных плеч, переменой пластики...
И когда в эпилоге фильма герой Приемыхова проходит по московским бульварам, его одинокая фигура никак не вписывается в оживленный поток горожан. Ему трудно возвращаться в этот мир, кажущийся счастливым и безмятежным. Но теперь ему хватит на это сил...
Александр Федоров, киновед
Хомо новус. СССР-Венгрия, 1990. Режиссер Пал Эрдеш. Сценарист Зоя Кудря. Актеры: Ирина Купченко, Георгий Тараторкин, Анна Баженова, Ольга Крупина, Игорь Букатко, Даниил Иванов, Олег Шпитальский, Антон Белов, Римма Маркова, Любовь Полехина, Ирина Губанова, Сергей Гармаш, Александр Лойе и др.
Когда-то (в 1970-х — 1980-х) школьная тема была одной из самых модных в отечественном кино. И хотя создатели фильмов были вынуждены считаться с многочисленными цензурными ограничениями, в лучших произведениях Ильи Авербаха («Чужие письма»), Динары Асановой («Пацаны»), Ролана Быкова («Чучело») художественная правда побеждала запреты.
К началу 1990-х школьная тема претерпела глобальные трансформации. Насилие, наркомания, пьянство, детская проституция... Ложь и лицемерие учителей. Их жалкое существование на 20-30 долларов месячной зарплаты... Таков примерный набор школьной темы 1990-х.
Венгерский режиссер Пал Эрдеш (его «Принцесса» была премирована на Каннском фестивале за лучший дебют) поставил свой российский фильм именно в таком духе.
... Старшеклассники некой обычной школы устраивают травлю своей обездоленной, измученной учительницы (Ирина Купченко). В конце-концов они похищают ее единственного сына, которого она растит без отца...
С удивительной для иностранца точностью в картине воспроизведены детали унылого быта персонажей, их безрадостное существование. Чтобы усилить эффект, Пал Эрдеш намеренно снял фильм на черно-белую пленку...
Что ж, своей цели режиссер, пожалуй, достиг. Подавленное и тоскливое настроение зрителям гарантированно. Одно плохо — «Хомо новус» снят с какой-то поразительной холодностью. Но, быть может, Пал Эрдеш в душе ощущал себя хирургом, недрогнувшей рукой вырезающим опухоль?
Александр Федоров, киновед