Любите Пепси? А любите ли вы его настолько, чтоб придумывать хитроумные схемы, лишь бы его достать? В общем, есть история забавная – читайте.
Как известно (в Советском Союзе), капитализм – зло. И очень долго никаких товаров из капиталистических стран у нас не было. Путь Пепси же на советский рынок был тернист и извилист: первый раз они попытались зайти на него в 1938 году, и пока собирались, началась одна война, потом то да сё, потом холодная, и только при оттепели какая-то перспектива на горизонте обозначилась. Произошло это на выставке американских достижений 1959 года, когда Ричард Никсон привёз в Москву различные предметы американского быта. Хотел показать советским людям, как хорошо живётся при капитализме. Вместе с ним приехал Дональд Кендалл – он тогда был вице-президентом по маркетингу. А вот кто выставку проигнорировал – это Кока-Кола. Интересно, кусали ли они потом локти?
Но вернёмся. Выставка идёт, Хрущёв и Никсон на фоне американских холодильников спорят, что же лучше – коммунизм или капитализм (те самые «кухонные дебаты»). Спорят, спорят, и тут Кендалл протягивает стакан Пепси (с логотипом!) Хрущеву, мол, столько говорите, промочите горло. Снимок пьющего Пепси Хрущева стал лучшей и бесплатной рекламой, да и самому Хрущеву зашёл. Слово за слово, стороны договорились о поставке Пепси в Союз.
Однако, был нюанс. Советские рубли были не конвертируемыми. То есть, покупать за них ничего было нельзя. Окей, как насчёт бартера? Что Союз мог предложить такого же популярного для запада? Водку, конечно. Пепси стала официальным дистрибьютором «Столичной» в Штатах, и надо сказать, она там неплохо шла. Меняли по курсу литр водки на литр концентрата.
Но пусть Пепси в СССР по-прежнему извилистый, и первый завод открывается только через десяток лет, зато к 89-му в Союзе уже два десятка заводов. Газировка идёт в народ, всем всё очень нравится, выпускают даже рекламу с Майклом Джексоном, но американцев уже не устраивает бартер на водке. Что ещё такого Союз мог им предложить? Мммм, может, медведей? Нет? А балалайки, как насчёт них? Тоже нет? Ну, а что подлодки? У нас есть несколько лишних. Американцы, поперхнувшись Пепси, согласились.
Таким образом вместо водки Пепси получила 17 подводных лодок проекта 613, эсминец, крейсер и торпедоносец. Все суда были устаревшими, прям совсем, с них предусмотрительно сняли почти всё (буквально, даже винты скрутили). Но какова идея! Впечатляет, да? Суда потом продали на металлолом куда-то в Скандинавию.
Планы на развитие были огромные, хотели построить ещё два десятка заводов, расширяться, расширяться и расширяться. В 1990 подписали контракт на 3 миллиарда долларов, что стало крупнейшей сделкой между СССР и частной компанией. Все счастливы, пьют Пепси, но тут наступает 91 год, Союз распадается, ошалевшей Пепси приходиться отдельно договариваться с Украиной (там строили танкеры, которые должны были отойти компании по новому контракту), Белоруссией (там делали пластиковые бутылки), да ещё и Кока-Кола стала довольно агрессивно захватывать российский рынок.
Так закончилась монополия Пепси.
А что же Дональд Кендалл? В 1963 он стал главой PepsiCo, кем он и остался вплоть до выхода на пенсию. Дружил с Никсоном. Есть два российских ордена – Почёта и Дружбы – последний ему вручил лично Путин. Умер он буквально месяц назад в возрасте 99 лет, оставив 55-летнюю вдову, четверо детей и десяток внуков.
Поднимем же стакан Пепси за этого господина!
Статья Татьяны Иващенко