Тамара шла по улице, сама не знала, куда шла. Весна в городе, снег сошел, листочки на деревьях появились маленькие-маленькие. Небо синее. По небу облачка бегут. Но Тамара ничего не видела, она смотрела под ноги. И думала о разных печальных и тревожных событиях.
Много проблем в жизни. Кредит не выплачен. А на работе сокращение. Наверное, ее и сократят. Дети у нее взрослые. Взрослые, да неудачливые. Сын не может работу найти, сидит за компьютером. Дочь разошлась, приехала к маме жить. И тоже с работой не ладится. Здоровье пошатнулось - зубы. И на их ремонт надо много денег. Где взять?
И вся жизнь вот такая. Бедное детство. Потом техникум, потом сразу работа. Маленькое жалованье, вечная нехватка. Муж пил, потом ушел. И не помогал. И крохотная квартирка, в ипотеку. Раньше была комната. И старые растоптанные туфли шлепают по асфальту. Тамара такая маленькая и слабая. А жизнь тусклая. Тяжелая. Ничего хорошего нет.
Тамара шла-шла в унынии и оказалась рядом с деревянными двухэтажными домами. Их скоро должны снести. Она в детстве жила здесь! Вот как далеко зашла, задумавшись, на окраину. И здесь был двор, она в детстве там играла. И Тамара зачем-то повернула во двор деревянных домиков. Она здесь почти пятьдесят лет не была.
Говорят, все кажется маленьким, когда вырастаешь. Ничего подобного. Старые тополя остались - огромные! Те же лавочки стоят. На лавочках сидят старушки в плюшевых жакетах, в платках. Посреди двора круглая карусель с железными бортиками. Качелька, та же самая! А на асфальте дети чертят "классики". Просох асфальт, можно играть!
К Тамаре подошла Ленка из второго дома. Подала баночку от вазелина, зелененькую, новую, ценную! Позвала прыгать скорее! И Танюшка Быкова прибежала, колготки собрались складками, как всегда. Чешки надела, чтобы ловчее прыгать. Маринка рыжая тоже пришла. И все зовут играть.
И Тамара стала прыгать в "классики" с девочками. А мальчишки запускали кораблики в большой луже. Виталик, Андрюша, Вова в шапке с помпоном. Все галдят, веселятся. И дворовый пес Бобик прыгает и лает, веселый такой пес. Его все любят. И повсюду липкие почки от тополей, пахнет смолой.
Играли в разные игры, весело и дружно. И сидели на лавочке потом, болтали. А Маринка дала Тамаре горсть слипшихся конфеток-монпасье, поделилась леденцами. И сказала, что если плохое происходит, надо три раза плюнуть и вокруг себя повернуться. И беда отвяжется. Мне бабушка, мол, так сказала. А я тебе, - по секрету.
А потом стали мамы в форточки звать детей домой. И дети уходили один за другим... Тамара сама не заметила, как одна осталась на лавочке. Небо потемнело, высыпали звезды...
И Тамара проснулась. Она, видимо, так устала, что зашла во двор и на лавочке задремала. Надо же. Дома расселены давно, вместо окон - дыры, вместо дверей - зияющие проломы. Тополей нет, кучи мусора во дворе. Только вот эта кривая старая лавочка и осталась...
Но настроение почему-то хорошее. Видимо, сон помог. Надо скорее идти домой! Тамара пошла быстро-быстро! И успела на последний трамвай. А когда подошла к своему дому, оглянулась: не видит ли кто? И плюнула три раза через плечо. И вокруг себя повернулась на одной ноге, как в детстве. Чтобы отвязаться от беды, - глупость какая...
Сон был яркий, как наяву. Тамара не стала его рассказывать. Да и нечего рассказывать-то. Просто дети из детства. Просто "классики". А то, что в кармане пальто обнаружилась утром горсть слипшихся разноцветных леденцов - кто-то положил, поди. Ради шутки. Всякое бывает.
Но с того дня жизнь постепенно наладилась. Понемножку. Детскими шажками. Дочь нашла хорошую работу и познакомилась с хорошим человеком. Сына одноклассник позвал к себе в автосервис. Кредит удалось заплатить. И ремонт начали...
Тамара достала с антресолей пухлый альбом с фотографиями. Черно-белые, старые, ломкие, с желтизной по краям... И с фотографий улыбались беззубыми улыбками шестилетки, друзья ее детства: Ленка, Маринка, Танюшка, Вова, Андрюша, Виталик... Кто жив, кто нет - загадка...
Но на фотографии все живы! И тополя старые шумят. И лает весело дворовый пес Бобик. И старушки в плюшевых жакетах сидят на лавочке. Жизнь не кончается никогда. И время не кончается. Все остается. Просто вы выходим со двора и не видим, что все продолжается. Мы идем по трудной дороге долго-долго.
А потом мы вернемся в чудесный летний день. Тамара думала не так, это слишком сложные думы. Она просто плакала и улыбалась. И вертела в руках жестяную баночку от вазелина, - откуда-то взялась эта баночка. И от нее шло тепло. И пахло тополиными почками...
Анна Кирьянова