Сам по себе кочевой образ жизни ничем не противоречил базовым принципам социализма. Более того, в иные времена имелся закон, что если человек не относится к баям или муллам (или, как вариант, к старейшинам и шаманам), он автоматически считается бедняком. Именно поэтому в советские годы осевшие на землю русские цыгане массово уходили в кочевье – после этого у властей было нечего им предъявить.
Тем не менее, у кочевничества имелось несколько важных следствий, благодаря которым советская власть с этим явлением всемерно боролась. В соответствии с реалиями того нелегкого времени, с несогласными поступали довольно строго.
Казахстан испытал серьезный голод в 1930-х годах, да такой, что сотни тысяч кочевого населения тогда сбежали в Монголию и Китай. Сейчас их потомки постепенно перебираются домой – на своей родине таких называют «возвращенцами» – оралманами.
До, после и во время Великой отечественной на Крайнем севере шла необъявленная война: партийные работники пытались приучить ненцев к оседлой жизни, а тем им всеми силами сопротивлялись. В конце концов, проигравшие ушли в тундру и до 2008-го года не поддерживали контактов с цивилизацией до тех пор, пока их случайно не обнаружили нефтяники. Этот период называется Мандалада.
Монголы во время перехода к оседлости потеряли от репрессий сотни тысяч человек, что очень много, учитывая их небольшую численность населения. За это они до сих пор вспоминают советскую власть и ее местных союзников незлым тихим словом. Хотя, в общем и целом, изменением своего образа жизни они оказались довольны.
В общем, процесс был непростой в этическом плане, но он привел к очень зримым и впечатляющим результатам. Сейчас Казахстан – современная и технологически развитая страна, сочетающая в себе достижения востока и запада. В Киргизии и Монголии с экономикой, конечно, хуже, но в условиях кочевого быта им бы пришлось еще тяжелее. Сибирским народам оседлость также пошла на пользу.
При этом, особо оговорюсь, что в указанных странах Чингисхан почитается за основателя нации. Едва ли б советская власть поступала с кочевниками жестче, чем это делал сотрясатель вселенной. При этом, она гораздо больше сделала для простых людей. Именно для простых людей – не для баев и ханов. За семьдесят лет советской власти было построено больше, чем за тысячу лет до нее, и за тридцать лет – после.
Но это не совсем тема нашей статьи, поэтому давайте поскорее перейдем к ответу на вопрос: почему советская власть боролась с кочевничеством?
Все мы склонны сильно романтизировать свое славное (как нам думается) прошлое. Но извините: во времена Древней Руси большинство людей жило в землянках, в лесах сидели всякие Соловьи-разбойники, а работорговлей своим же населением занимались собственные князья.
Вот и при кочевом быте хорошего было мало. Во-первых, этот вид скотоводства достаточно плохо кормил людей. И слишком жаркое лето могло обернуться большими человеческими потерями. Ногайская орда была одним из сильнейших постордынских государств до 1550-х годов: она ставила своих ханов в Казани, держала башкир в своем вассалитете, на равных соперничала с казахскими ханами, узбекские правители содержали ногайское войско. Но после того, как на ее территории случилось несколько последовательных жарких лет, начался голод, а потом пришла чума. Ногайское государство распалось, остатки его населения были вынуждены мигрировать в Нижнее Поволжье, Крымское ханство и на Кавказ, и ногайцы больше никогда не были могущественным народом.
Без городов было сложно создавать школы, т.к. семьи жили на большом друг от друга расстоянии. Нельзя было строить больницы, в которые было сложно попасть из-за низкой плотности населения. Торговля и промышленность были нерентабельны, храмы любых вер являлись редкостью, и в них никто не ходил. Например, в Казахстане даже в 19-м веке многие были язычниками, и среди местной интеллигенции обсуждался вопрос перехода в буддистскую или христианскую веру. Религиозными делами и вопросами образования занимались, в основном, казанские татары.
Опять же, родовой строй – это родовой строй. Люди банально не воспринимали себя в качестве одного народа, а делились по кланам и племенем. Иными словами, если тебе случилось забрести на чужую территорию, твой собственный сосед мог легко снести тебе голову. И абсолютно никто от этого не защитит.
Кроме того, начиная с эпохи нового времени, а по факту, гораздо ранее, кочевники находились в экономическом подчинении у оседлых народов. Просто потому, что они мало производили, но нуждались во многих вещах и благах. Получить все с помощью торговли не представлялось возможным: спрос на их товары был не очень велик, а предложение было огромное. Оттого – постоянные грабительские набеги, которые было сложно отразить в 13-м столетии, но легко – после наступления пороховой эры.
Поэтому советская власть начала планомерное наступление на кочевничество. Была создана социальная инфраструктура, ликвидирована неграмотность. Именно поэтому жизнь кочевников постсоветского пространства коренным образом отличается от жизни кочевников остальной части Азии и Африки. Казахстан так вообще, среднеазиатский промышленный гигант.