Вчера вечером решили с Таро сходить поесть суши в "Sushiro" (スシロー), давно там не были, с того самого неприятного случая со "слюнтяем" (писала как-то об этом, ссылка в конце статьи). Долгое время народу после этого происшествия там было очень мало, но все плохое быстро забывается, и вот снова здесь толпы посетителей!
Очередь в этот вечер была внушительная, но мы все же получили свой номер и решили подождать, сели на скамейку напротив автоматов с игрушками "гача-гача" (ガチャガチャ; Gacha Gacha).
Если честно, я никогда не обращала на них внимания, а тут эти автоматы оказались прямо пред носом! В одном из них продавались очень симпатичные зверюшки в капсулах, что даже я на старости лет решила бросить монетки и покрутить ручку со своеобразным трещащим звуком.
Вот что мне выпало - забавный такой бегемотик в "ноби-ноби позу" - "в потягивающейся позе", фигурка известной компании "Takara Tomy Arts"!
Что же это за гача-гача такие, и почему так они популярны в Японии?
Название представляет собой ономатопею, то есть имитацию звуков, возникающих при прокручивании колесика-ручки: "гача-гача-гача", или "гачапон". Получается, звук определил название этой машины!
Известно, что такие торговые автоматы попали в Японию из США, где они использовались с 1880-х годов и содержали: жевательные резинки, сладости, духи, мелкие канцелярские товары, - в общем, всякую всячину. Американские торговые автоматы, как правило, устанавливались на платформах вокзалов. Народ прозвал их "молчаливыми продавцами" за работу 24 часа в сутки без перерыва.
Как-то президент американской торговой компании "Penny King" Лестер Хардман приехал в Японию, для закупки игрушек для своих торговых автоматов, и, как говорят, с его легкой руки в стране и появились первые гача-гача. Случилось это 17 февраля 1965 года (теперь в Японии 17 февраля отмечают как "День гача-гача").
Хардман помог основать японскую компанию "Peni Shokai (ныне Peni Co., Ltd.)", которая стала устанавливать привезенные из Америки капсульные автоматы у кондитерских магазинов ("дагащия-сан").
Малышам-японцам затея очень понравилась! Вскоре перед этими машинами уже выстраивались очереди. Только вот название у автоматов было очень уж длинным и тяжело запоминалось. Поэтому дети стали их называть "гача-гача", по звуку, который слышался, когда они поворачивали ручку (называемую "bulk bending"), чтобы выпала игрушка.
Говорят, что для детей это был первый опыт "азартных игр" - они доставали из карманов свои 10 иен (в те годы хватало этой монеты) и с большим интересом поворачивали рукоятку.
Гарантий, что вылетит именно та игрушка, которую хочешь - не было, зато в этой увлекательной игре были и надежда, и разочарование, и желание повторить!
В 1966 году гача-гача иллюстрированный журнал "Asahi Graph" посвятил специальный выпуск, и автоматы привлекли внимание всего мира - тогда только за 1 день было продано около 1 миллиона игрушек.
В 1977 появились компании (например, Bandai), которые начали выпускать капсулы с авторскими персонажами по цене 100 иен, тогда как большинство других игрушек стоили не более 20.
Вскоре появились фигурки героев Disney, и гача-рынок привлек не только детей, но и взрослых.
Теперь в гача-гача ежемесячно появляется около 300 новых капсул с интересным содержанием.
Что же так притягивает к ним, заставляя и детей, и взрослых, вращать рукоятку?
Компаний, производящих игрушки для гача-гача, много, конкуренция большая, среди известных такие компании как: Bandai, Kitan Club и Takara Tomy Arts. Например, Kitan Club весьма серьезно подходит к выпуску содержимого капсул. У них есть хиты - это разные интересные серии, например, запуск 2012 года (ну очень популярный у знакомых мне японок) - "Коппу но Фучико" (Чашка Фучико) - женские фигурки в разнообразных положениях.
Их размещают на ободке чашки или стакана, а само имя девушки - Фучико - это игра слов, по-японски "фучи" - ободок чашки.
Забавный внешний вид и невероятное разнообразие положений фигурки побуждают к коллекционированию.
А все потому, что компании разрабатывают образы своих героев совместно с известными художниками манги и скульпторами.
Коллекционеры, в основном, молодые люди, которые публикуют фотографии своих приобретений из автоматов в интернете, демонстрируют своим друзьям, - некоторые коллекции пользуются сумасшедшей популярностью!
С 2019 года по всей Японии стали открываться магазины типа "Гача-гача но Мори" (в торговых залах бывает размещено до 3000 автоматов), известно, что около 60% клиентов - женщины.
Пандемия в 2020 году вызвала временное падение продаж капсульных игрушек, но вскоре, говорят, все вернулось к прежним показателям.
А они внушительные! Огромный рынок гача-гача приносит годовую прибыль ~32 миллиардов иен (~17,8 млрд руб.) - это, если учесть, что средняя цена за игрушку - 200-400 иен(~100-220 руб.).
Сегодня гача-гача - часть повседневной японской жизни, эти автоматы можно увидеть повсюду.
Например, в суши-кафе - "Sushiro" представлены на выбор игрушки из аниме сериалов, модели машинок, фигурки животных, динозавров... Ой, да чего только тут нет!
Известно, что в последнее время японская гача-гача пользуется огромной популярностью у туристов-иностранцев, многие покупают ее с большим удовольствием. Ведь, когда туристы покидают Японию, всегда остается мелочь (монеты обмену не подлежат), и купить на них забавные фигурки, как говорится, сам Бог велел!
Новое слово на рынке развлечений - это цифровые гача-гача. Говорят, что в ближайшее время количество оффлайновых магазинов начнет уменьшаться, а новым перспективным направлением рынка станут "онлайновые гача" - контент вскоре станет полностью цифровым, как музыка, видео или визуальное искусство.
Например, авиакомпания-лоукостер (c дешевыми билетами, летают на небольшие расстояния) "Peach Aviation" установила торговый автомат для розыгрыша путешествий.
Капсулы стоимостью 5000 иен содержат пункт назначения и "миссию", которую необходимо выполнить по прибытию на место. Система присуждает путешественнику до 6000 баллов, которые можно использовать для покупки билета до указанного пункта назначения и обратно, ведь многие, как говорят создатели этого проекта, хотят путешествовать, но не знают, куда поехать и мечтают, чтобы кто-то им подсказал.
В любом случае, когда берешь в руки капсулу из автомата, испытываешь чувство неожиданности и новизны, думаешь: "Что же там такое?!"
И неважно реальная вещица или цифровая, главное - ощущение открытия чего-то нового. В этом и есть суть гача-гача!
Хотели бы вы купить что-нибудь в японских капсульных автоматах?
Уважаемые читатели!
Буду благодарна за Вашу реакцию на статьи, посты и видео! Пожалуйста, ставьте лайки, пишите комментарии и делайте репосты - этим Вы поддержите мой блог!
Группа в ВК - https://vk.com/my_nippon
Также, возможно, интересно будет почитать: