Найти тему
Правила жизни

Почему сейчас кино Ингмара Бергмана может быть нам близко, как никогда раньше

Оглавление

За свою шестидесятилетнюю карьеру шведский классик снял более 60 фильмов. От «Седьмой печати» до «Земляничной поляны», «Персоны» и «Фанни и Александра» — фильмография Бергмана остается одной из главных вершин авторского кино. Черно-белые картины и легкая мрачность могут отталкивать зрителей, а фильмы — казаться слишком «интеллектуальными» или суровыми. Вместе с музеем «Гараж», который сейчас показывает фильмы Бергмана, объясняем, почему не надо бояться шведского мастера, и что бы он сам мог сказать сегодня о себе.

    Почему сейчас кино Ингмара Бергмана может быть нам близко, как никогда раньше
Почему сейчас кино Ингмара Бергмана может быть нам близко, как никогда раньше

«Я верю только в это, любовь спасет мир»

Что делает Бергмана по-настоящему радикальным — его искренность. Во многих картинах описывается ужасная цена того, что режиссер называет «эмоциональной бедностью». Фильмы Бергмана могут быть «болезненны» и «безжалостны», «как долгая, темная ночь души». Тем не менее, главная тема его творчества, нить, связывающая все его фильмы воедино, в разных жанрах, его лекарство от всего циничного, клинического, расчетливого, небрежного — это искупительная возможность любви.

Главную проблему человечества Бергман связывает с потерей смысла жизни из-за отсутствия любви. Когда мы лишены любви, мир кажется нам скучным и уродливым, когда наша любовь безответна, она мутирует в злобу и презрение. Для Бергмана любовь — это форма защитной заботы, бальзам, который успокаивает и поддерживает. Самые мрачные фильмы Бергмана, такие как «Страсть Анны», описывают последствия недостаточной привязанности. Кардинальными грехами гуманизма являются «эгоизм, холодность, безразличие» («Шепоты и крики»), каждый из которых — следствие дефицита любви. Но в его кредо нет ничего легкомысленного: любовь требует терпения, прощения и принесения в жертву эго. Любовь же предполагает частичный отказ от себя: величайшая привилегия — «позволить жить для кого-то другого», по словам многострадального прихожанина Томаса из картины «Причастие».

   «Фанни и Александр», 1982Legion media
«Фанни и Александр», 1982Legion media

«Я 60 лет в терапии»

Фильмы Бергмана, если не заменят поход к терапевту, то точно способствуют тому, чтобы крепкому призадуматься о течении своей жизни. Как в автобиографических фильмах («Фанни и Александр»), так и в аллегорических драмах («Седьмая печать») чудеса и ужасы вырастают из интенсивного изучения психологического состояния героев. Возможно, наиболее значительное влияние на мировоззрение Бергмана оказали работы Фрейда — его исследования детских травм, анализ неврозов и теории бессознательного. Темы смерти, веры и человеческих отношений — никто до Бергмана не погружался на такие глубины исследования этих понятий.

   «Седьмая печать», 1957Legion media
«Седьмая печать», 1957Legion media

Но при всей своей серьезности Бергман никогда не терял самоиронии. В работах он скептически относится к собственной силе искусства, как видно из фильма 1958 года «Волшебник», в котором художники изображены как паразитические существа, питающиеся суматохой своих подданных.

«Midjourney и ChatGPT это здорово, а вы пробовали зеркала?»

Интересно, что бы сейчас Бергман сказал о нейросетях. Ведь его киноприемы, ставшие культовыми, созданы простейшими — но такими эффекными — средствами. Например, Бергман всегда был очарован зеркалами: «Никто не приближается к нему так близко, как Бергман», — отмечал режиссер «Новой волны» Франсуа Трюффо. Через зеркала Бергман исследовал, как наше представление о себе преломляется через восприятие других и искажает ощущение себя. Его дотошное внимание к деталям и способность создавать визуальные образы, которые передают сложные эмоции и идеи, наглядно реализованы в переплетенных лицах актрис Лив Ульманн и Биби Андерссон, когда их сознания в начинают объединяться фильме «Персона» .

   «Персона», 1966Legion media
«Персона», 1966Legion media

«У каждого своя история»

Всем иногда хочется к себе особого отношения — и герои Бергмана его получают. Веками со времен Древней Греции на сцене, а потом на экране, преобладала традиционная трехактная структура — у нарратива есть «завязка», «конфронтация» и «развязка». Однако в таких фильмах, как «Персона», «Час волка» и «Земляничная поляна», Бергман отбросил все это, а также большинство приевшихся идей о начале, середине и концовке фильмов, в погоне за более органичной и аутентичной структурой. Вместо того, чтобы строить свои истории с предопределенной аркой, Бергман позволил каждому из своих фильмов найти собственный путь, основанный на уникальных для них персонажах, темах и эстетических идеях. Сегодня мы можем смело сказать, что такие фильмы, как «Голова-ластик», «Святые моторы» и «Скромное обаяние буржуазии» не получились бы без сценарной модели Бергмана.

   «Земляничная поляна», 1957Legion media
«Земляничная поляна», 1957Legion media