Есть три характеристики ума - сущность, природа, энергия.
Под сущностью понимается пустота сознания.
Сознание не является каким-то проявленным объектом.
Это не какая-то вещь, которую можно увидеть с помощью двойственного ума, двойственного акта восприятия.
Это сама основа, которая не является вещной.
Всё, что познается, всё, что существует, всё, что испытывается - всё переживается этой пустотой.
Все объекты - плотные, тяжелые, легкие, яркие, тусклые - всё переживается пустотой.
Мы читаем книгу и тот, кто переживает это действие - это пустота. Нам кажется, что переживаем мы, как человек, а на самом деле переживает пустота, пропущенная через человека.
Вот идёт молодой человек, говорит со своим другом, смотрит вокруг и думает, что это ОН идёт. На самом деле это пустота идёт, пустота видит, пустота думает.
Индусы говорят - ,, ты есть ТО".
Не этот вот физический организм, а - ТО.
Все самые сложные трактаты философов, все войны, все прекрасные фильмы - всё испытывается и переживается пустотой. Пустота воспринимает всё, хотя человеку кажется, что это воспринимает он.
То есть первая характеристика сознания, его сущность - это пустота.
Вторая характеристика ума - его природа.
Природа ума - ясность. Что в буддизме понимается под ясностью?
Практически у всех существует определённая путаница в том, что такое ясность ума.
Качество ума непрерывно что-то переживать и испытывать называется салва( тиб.) Салва переводят словом ,,ясность".
В данном случае не имеется ввиду, что ясность это какой - то яркий опыт; а опыт неяркий, тусклый - это не ясность.
Ясность - это способность сознания непрерывно переживать что-то.
Сознание может переживать всё - от состояния Будды - когда сознание переживает свою собственную подлинную природу в самом что ни на есть наивысшем проявлении - до способности переживать самые тусклые, жалкие, слабые состояния.
Но когда переживается тусклое, жалкое, слабое состояние, оно переживается не менее ясно, чем яркое и солнечное состояние.
Допустим, ты на пике своего физического здоровья радостно бежишь в трусах по пляжу, обдаваемый пеной, под лучами солнца, догоняя свою прекрасную невесту. Заваливаешь её в волны, вы барахтаетесь в прибое под звуки индийской музыки. Потом поете и танцуете. Это опыт ясный, вы переживаете его очень ясно.
В то же время, если вы лежите больной в своей комнате, вам никак не дотянуться до судна и в конце концов вы делаете под себя, то этот опыт не менее ясный, чем тот, который вы имели на берегу с возлюбленной.
Когда артисты играют какую-то очень плохую негативную роль или роль очень хорошего человека, то это требует не меньше энергии - играть плохого , слабого или хорошего, сильного.
Ясность - это непрерывный акт восприятия всего.
Если вы находитесь в состоянии жуткого отупения или лежите в депрессии, поджав под себя ноги, то это - ясное восприятие тупости и депрессии.
Если у вас депрессия, это не значит, что сознание воспринимает менее ясно.
Если у вас спутанное состояние сознания, то это ясное восприятие спутанного состояния сознания.
Когда у вас повышенное состояние сознания и вы наизусть запоминаете Абхисамайяламкару в течение 25 минут - это ясное восприятие ясного состоянии сознания.
Бывает ясное восприятие очень блаженного состояния, ясное восприятие очень негативного состояния сознания.
Ясное восприятие неясного состояния.
Ум не стареет. И старость, и молодость - это проявления ясности сознания.
Когда что-то проявляется - это ясность. Разница между опытом молодости и опытом старости только в качестве опыта. В старости опыт неприятный, но не менее интенсивный, чем в молодости.
В молодости опыт может быть приятный физически и неприятный ментально, когда человек не знает, что ему надо, мечется, ищет и т.д. В молодости физические ощущения от сильных мышц могут быть яркими, при этом в старости может быть очень яркое восприятие своей немощи и угасающей жизни. Даже когда мозг отказывает, то ум продолжает воспринимать спутанные картины с той же самой ясностью и с той же самой полнотой бытия. В некоторых случаях тело не может даже двинуть пальцем, нормально отправлять свои потребности и нужды, но ясность ума неизменна.
Разница только в том, что ум проявляет картины молодости или старости, а по своей интенсивности они не отличаются ничем.
Разница между опытом молодости и старости только в качестве опыта. В старости опыт неприятный, но не менее интенсивный, чем в молодости.
Несколько разных тибетских слов, имеющих разное значение, переводятся словом ,,ясность".
,,Салва" - это ум, который воспринимает. Его переводят словом ,,ясность". То есть салва - ясность - это просто непрерывное ясное восприятие всего - от состоянии будды до самого последнего ничтожного состояния.
Другое слово - ,,Осел"( с ударением на О, не осёл) означает ,,ясный свет природы ума", но его также переводят словом ,,ясность".
Осел означает переживание ясного света собственного сознания. Часто и салва, и Осел переводят одним и тем же словом, хотя на самом деле они означают разные вещи.
Третья характеристика сознания - энергия. Энергия имеет качество непрерывного, ничем не ограниченного опыта сознания. Непрерывность и ничем не ограниченность опыта сознания заключается в том, что состояние ясности сознания развертывается непрерывно.
Проявиться может абсолютно всё, начиная от самых блистательных чистых земель вплоть до коробки, в которой вы сидите, скорчившись на протяжении миллионов лет.
От самого мучительного состояния до самого что ни на есть высокого и возвышенного состояния, где нет ничего, кроме Дхармакайи .
Беспрепятственность означает, что сознание может проявить все, что угодно. Опыт сознания не ограничен ничем.
Ограничен индивидуальный опыт, он ограничен кармической способностью.
Как таковое сознание может достигать всего, чего угодно. Когда сознание преодолевает свои кармические ограничения, оно может становиться буддой.
Или - если сознание заработает еще больше кармических ограничений - оно может становиться червём, чёртом и так далее.
Безгранична способность и возможности проявления сознания.
Сущность, природа, энергия.
Сущность - пуста,
природа - ясна,
энергия - беспрепятственна.
Когда речь идёт об энергии непосредственно самого чистого состояния, то говорят, что её природа - сострадание.
Но это только когда она уже в чистом виде.