Театр подобно Востоку – дело тонкое. Даже безобидного Колобка можно представить, как новое прочтение Гамлета, с главным вопросом: «Быть или не быть?»
Когда-то «долгоиграющий», уже 25 лет председательствующий в Союзе театральных деятелей Александр Калягин посетовал, что «голые бродят стаями по сценам, и кого это удивляет?»
Александр Александрович праведно негодовал, его возмущали театральные постановки с голыми актерами ради хайпа. Такие красивые речи говорил про пошлость и грубость, про молодых режиссеров, которые творят не ради искусства, а ради медалек.
Все прикидывался зицпредседателем Фунтом из «Золотого теленка». Тот, который и при «Освободителе», и при «Миротворце», и при «Кров...авом», и при Керенском, и при НЭПе сидел. Этакая номинальная фигура, девяностолетний старец, который ни за что не отвечает, но готов за большие деньги взять всю вину на себя.
По-моему, именно Союз театральных деятелей неоднократно номинировал подобные театральные постановки, раздавал налево и направо «Золотые маски» за подобное творчество.
Достаточно вспомнить оперу «Евгений Онегин» в Большом (3 маски 2006 год). Побывав на премьере, Галина Вишневская написала:
«Выходит, зря прожита жизнь и зачем дальше вообще учить, если Большой театр выпускает такое...».
Или творение Константина Богомолова - «Лир. Комедия» (2 маски и две номинации 2013 год). Шекспира перенесли в 40-е годы прошлого века, в спектакле женщины играют мужчин и наоборот. Короче, полный набор: обсценная лексика, надувная кукла с надписью Россия на лбу. И это самое безобидное.
«Отморозки» Кирилла Серебренникова (1 маска и 1 номинация 2012 год), впечатления зрителя от увиденного: «два с лишним часа здесь непрерывно орут матом, изб…ивают друг друга, стрел...яют и даже пытаются по...хор…онить…». Режиссер тот же, постановка «Золотой петушок» (1 маска и 6 номинаций 2012 год), русская жизнь в спектакле представлена как царство упырей, мертв...яков и некро…филов, над которым следует посмеяться.
Дальше даже не хочу копаться в этом «золотомасочном» творчестве, когда просто читаешь об этих постановках, начинаешь задыхаться от смрада. Калягину еще и посчастливилось все это отсмотреть, и дать высокую оценку такому творчеству, вручая «заслуженную» театральную премию «Золотая маска».
Такое гламурное действо с метафорическими подтекстами и ЛГБТ заигрываниями – это полбеды.
Беда – это когда на сцену тащат сюжеты из реальной жизни, интерпретируя их.
В 2022 году спектакль «Финист Ясный Сокол» получил две «Золотых маски», за лучшую работу драматурга и лучшие костюмы.
Спектакль «Финист Ясный Сокол», поставленный по пьесе Светланы Петрийчук, повествует о женщинах, которые решили виртуально выйти замуж за представителей ради…кального ислама и уехать к ним в Сирию:
«В основу пьесы и спектакля легли реальные приг…оворы и протоколы до…просов этих женщин — за последние годы в России, Казахстане, Узбекистане таких дел были сотни, если не тысячи. Что с ними случилось? Куда бегут эти женщины и, главное, откуда? В чем та неистребимая потребность человека — в вере, в любви, в ощущении себя частью чего-то большого и сильного, — что заставляет мужчин брать в руки ор…ужие и уб…ивать, а женщин — поддерживать их в этом?» — говорится в описании спектакля.
Спектакль я не видела, и мне, если честно, совсем неинтересны эти «неистребимые потребности» современных Варвар Карауловых, мечтательных особ, которые ищут себе приключений на одно место, знакомясь в интернете, и по скайпу выходят замуж, не понимая, что они творят.
А вот автор пьесы нашел в этом и веру, и любовь, и ощущения.
Госпожа Трегулова, экс-директор Третьяковской галереи, у нас картины вешала про отдых чеченских боев...иков. А госпожа Петрийчук препарирует чувства женщин, которых мне сложно назвать верными, любящими и далее по тексту описания спектакля.
Режиссера спектакля Евгению Беркович и автора пьесы Светлану Петрийчук по решению суда задержали и предъявили обвинение по статье: «Оправдание Терр...оризма с использованием интернета».
Интересно, что сегодня напишет господин Калягин по этому поводу.