Найти тему

Успешность в обучении

Автор: Шиндрикова Екатерина

Многие родители переживают за успешность в обучении своих детей, некоторые даже ругают за низкие оценки, другие пророчат «хороший» или «плохой» путь ребенку во взрослости, в зависимости от успешности в учебе. Давайте рассмотрим, что влияет на успешность в обучении:

• Успешность в обучении зависит от когнитивных навыков и мышления. Сюда мы отнесем развитие памяти, как кратковременной, так и долговременной, концентрация и устойчивость внимания, навык постановки проблемы, ее рассмотрения и решения, критическое мышление и ряд других операций. Все эти навыки и умения развиваются в процессе обучения в школе и необходимы человеку. Высокий уровень развития этих навыков будет способствовать успешности в учебе, а низкий уровень – может создавать трудности в процессе обучения.

• Мотивация к учебной деятельности и смыслы оказывают влияние на успешность в обучении. Когда ребенок знает, для чего он учится, как это пригодиться ему в будущем, то преодолевать трудности в обучении становится немного легче.

• Тайм-менеджмент – другой важный навык, который развивается в процессе школьного обучения и будет крайне полезным во взрослом возрасте. Умение планировать свое время, организация процесса выполнения домашней работы, чтобы она не растягивалась на весь день и оставалось время для того, что хочется, а не то, что надо, также повышают вероятность успешности.
• Характеристики личности, такие как настойчивость, дисциплинированность, терпеливость, ответственность, исполнительность, уважение к своему и чужому труду и другие качества, которые помогают добиваться своих целей, напрямую связаны с успешностью в обучении.
• Соматическое и ментальное здоровье – основа, которая помогает максимально эффективно использовать свои навыки и реализовывать умения в обучении.

• Умение поддерживать баланс между учебой и своими увлечениями, справляться с волнением, тревогой, уметь переключить свое внимание с текущих трудностей на актуальную задачу и другие навыки, связанные с эмоциональной сферой, также оказывают влияние на успешность в учебе.

Это прямые факторы, оказывающие влияние, но также мы можем выделить факторы, которые оказывают опосредованное влияние.
Например, среда, в которой обучается ребенок, может быть подходящей и способствующей успешности в учебе, а может, наоборот, препятствовать. Окружающая среда может повлиять на мотивацию, умения и уровень поддержки от учителей, сверстников. Или качество образования и система оценок: они должны быть понятны, стабильны, интересны и соответствовать уровню возможностей школьника: оптимальная трудность помогает поддерживать мотивацию, а слишком простая или чрезмерно трудная программа снижает мотивацию к обучению.
Обратная связь от преподавателя и родителя по вопросам обучения и успешности освоения программы также влияет на мотивацию и отношение к учебе, ее ценность, поэтому важно, чтобы ОС была корректной и этичной, честной, точной, чтобы ребенок лучше понимал свои сильные и слабые стороны в обучении. ОС не должна унижать или оскорблять ребенка, оценка за контрольную – это всего лишь отражение понимания конкретной темы, но не всех когнитивных способностей ученика.
Доступность ресурсов для образования также могут оказывать влияние на успешность ребенка в школе: все необходимое для учебы (учебники, библиотека, компьютер и др., предполагаемое учебным планом) должно быть доступно ребенку.
Эти и другие факторы оказывают влияние на учебу, а не только «нежелание учиться». Хорошая новость в том, что со всеми этими факторами можно работать, главное определить, что препятствует в каждом конкретном случае и с этим может помочь психолог, если Вы столкнулись с проблемой в учебе.