Продолжаем рассказывать о том, как устроена профессия сочинителя, про ее плюсы и подводные камни. Сегодня поговорим о типичных маршрутах, следуя которыми здоровые с виду мужчины и женщины неожиданно обнаруживают, что стали прозаиками.
Одни люди рождаются с талантом к письменному слову и начинают творить еще в детстве. Другие же приходят к этому занятию постепенно, а то и в весьма зрелом возрасте. Давайте вместе разбираться, как это работает.
1. Через образование
Как ни странно, литература — это прежде всего ремесло. И этому ремеслу (внезапно!) вполне себе можно научить. Многие писатели в свое время получили специальное образование в сфере филологии, литературоведения, литературной критики или чего-то наподобие.
Например, Стивен Кинг изучал английский язык и литературу в Университете штата Мэн. И даже какое-то время потрудился учителем этих предметов в провинциальной школе.
Писатель Владислав Крапивин учился на журфаке УрГУ. Тоже профессия, непосредственно связанная со словом.
Поэт Евгений Евтушенко закончил московский Литинститут имени Горького.
Надо отметить, что у этого учебного заведения есть репутация места, которое выпускает больше поэтов и редакторов, чем прозаиков. Но такие авторы как Виктор Пелевин, Чингиз Айтматов, Виктор Астафьев, Фазиль Искандер и некоторые другие (закончившие или просто учившиеся здесь) заметно смягчают общую картину.
Кстати, теперь в России можно получить второе высшее за государственный счет, если оно относится к творческим профессиям. И литературное образование здесь ничем не хуже, допустим, художественного или режиссерского. Обдумайте в том числе и этот вариант «карьерного трека».
Самое главное — помнить, что начинать свой путь в литературу никогда не поздно. Чак Паланик начал писать, когда ему было уже 35 лет. Будущий автор «Бойцовского клуба» посещал курсы творческого письма. Как признавался потом, ходил он на них... от одиночества. Ему просто хотелось поговорить с кем-нибудь и завести друзей.
2. Через чтение и практику (самообразование)
Многие писатели начали свою карьеру, самостоятельно читая / анализируя чужие книги и практикуясь. Например, Джоан Роулинг стала писать сагу о Мальчике-Который-Выжил, когда была безработной и жила на пособии для матерей-одиночек.
Впрочем, не стоит думать, что писательство — это надежный способ заработка, основываясь на подобных примерах (еще можно вспомнить историю Габриэля Маркеса). Но правда в том, что очень многие востребованные прозаики в литературу пришли как самоучки.
3. Через опыт работы
Многие писатели начинают писать после того, как набираются опыта работы со словом в журналистике или после труда редактором.
Например, Майкл Коннелли, автор серии книг о Гарри Босхе, стал писать романы, будучи журналистом в Лос-Анджелесе.
Джонатан Сафран Фоер, автор истории о мальчике, чей отец погиб в печально известных башнях-близнецах, ради получения опыта даже согласился на ставку «литературного негра». И довольно скоро в одном из крупных американских литературных журналов вышел рассказ уже под его собственным именем.
Фредерик Бегбедер начинал как профессиональный литературный критик. В какой-то момент он решил доказать, что способен не только ругать скучную прозу, но и писать интересную. Сам.
Григорий Чхартишвили трудился переводчиком и редактором (в том числе замом главреда культовой «Иностранной литературы»). После 40 пережил нечто вроде личного кризиса и решил полностью изменить жизнь. Так он засел за роман «Азазель» — первую книгу знаменитого цикла об Эрасте Фандорине.
Журналистика помогла Диккенсу развить точность и сжатость мысли, а Эрнест Хемингуэй не раз использовал материалы из своих очерков и репортажей для будущих произведений.
Как писатель может использовать собственную биографию в текстах?
4. Через сотрудничество или ученичество у более матерых писателей
Многие авторы начинают свою карьеру, работая или обучаясь под руководством уже опытных писателей. Скажем, Уильям Голдинг, автор «Повелителя мух», учился на курсах, где его наставником был знаменитый автор «Сердца тьмы» Джозеф Конрад.
А первым настоящим литературным опытом Нила Геймана стало соавторство с Терри Пратчеттом (они совместно написали роман «Благие намерения») — юный Нил придумал сюжет, а опытный Терри сделал текст романа по-настоящему смешным.
Немало случаев удачного соавторства известно и среди друзей — Ильф и Петров, Лазарчук и Успенский, Коути и Гринберг... В совместном создании произведений есть плюсы: легко распределить задачи, обмениваться идеями, навыками и опытом.
Куда девается авторское эго в соавторстве?
Многие другие способы также помогают людям реализовать свой потенциал и стать писателями. Главное –— это не бояться экспериментировать и непрерывно улучшать свои навыки.
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте царский лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.