Полагаю, каждый человек в жизни сталкивался с своей неуверенностью.
Она бывает «точечной», ситуативной, когда мы не уверены в решении новой задачи (жизненной или арифметической – кому что ближе на данный момент) и «тотальной», захватывающей всю личность целиком.
В первом случае, обретение уверенности возможно с помощью тренировки умений и навыков.
Во втором случае нужна глубокая работа по формированию у человека веры в свои силы, в переживание себя сильным, в обретение ощущения собственного достоинства, внутренней наполненности.
Уверенный = у веры (именно веру важно заложить в ребенка).
Неуверенный = не у веры (то есть далеко от веры).
Первые «истинные» представления или убеждения (вера) у ребёнка закладываются родителями.
Малыш, который только начинает ходить, открыв в себе такую способность, не задается вопросами, получится у него преодолеть какое-то расстояние или нет.
Он просто повторяет попытки, доводя до совершенства свою новую функцию.
Родители, наблюдающие за этими попытками вертикального передвижения и дальнейших самостоятельных шагов ребёнка, придают значения его действиям.
Эти значения малыш принимает на ВЕРУ и усваивает как истинные.
Посыл значений может быть разным: ты - самый лучший; ты - очень способный; ты - ничего не можешь; ты - не такой, как я хочу.
Например:
«Как твёрдо он (она) стоит на ножках! Смотри, как уверено делает шаги!»
Или; «Да что ж ты мотаешься из стороны в сторону, того и гляди упадёшь. За тобой глаз да глаз нужен!»
А может быть так: «Как он(она) старается идти, целеустремлённым, наверное, будет!»
Или: «Ну вот! Один шаг сделал и снова на коленках ползёт. Что же это такое?! Все нормальные дети уже ногами ходят».
Так по-разному родители сообщаю ребёнку первые знания о нем самом, о том, какой он.
А Ребёнок верит! У него нет других утверждений!
Какой бы не был посыл от родителей, он формирует определённую веру ребёнка в себя: в одном случае – позитивную, в другом – негативную.
И тогда равенство:
Неуверенный = не у веры
можно немного видоизменить, дополнив его «не у ТОЙ веры».
Это дает возможность человеку по-другому посмотреть на свою сложность: он не является неуверенным!, он просто оказался обманутым, ему заложили ложные убеждения!
Задача человека становится более четкой и понятной: признать, что некоторые убеждения, которыми он обладает, ошибочны и у него есть возможность их пересмотреть и исправить.
Автор: Наталья Дмитриева
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru