Проанализировали, как со временем менялось представление о деревне советских и российских режиссеров.
Деревня — особый феномен русской культуры. Отечественные писатели, художники и музыканты издавна использовали милый сердцу образ деревни в своем творчестве. В первую очередь их интересовали люди, чья жизнь проходила в физическом труде и в гармонии с природой. В прошлом веке к этой же теме стали активно обращаться и кинематографисты.
Довоенный период
Коммунисты сразу осознали, что кино — это важнейшее из искусств, и стали использовать его для распространения своих идей. Лейтмотив довоенных фильмов в СССР — коллективный труд на благо общества.
Самые значимые примеры таких картин — это признанный шедевр мирового кинематографа «Земля», повествующий о жизни людей в условиях коллективизации, и «Трактористы» режиссера Ивана Пырьева, где главный герой завоевывает уважение всего колхоза благодаря трудолюбию.
Эти картины показывают силу и сплоченность советских людей, которые бескомпромиссно справлялись со всеми тяготами жизни. Главный герой таких фильмов — не отдельная личность, а молодое государство, на благо которого люди трудятся, веря во всеобщее счастье.
Послевоенный период
После окончания Великой Отечественной войны режиссеры стали обращать внимание на судьбы конкретных людей. Например, в картине «Дело было в Пенькове» в центре внимания лихой тракторист Матвей Морозов — настоящая головная боль для председателя колхоза. Это уже не просто фильм, восхваляющий труд. Прежде всего это история о человеческих взаимоотношениях.
Урбанизация и индустриализация значительно повлияли на советское общество. Люди стали переезжать в города, работать на фабриках и жить в коммунальных квартирах. Внутренняя миграция увеличилась, и это отразилось в советском кино. Например, трогательная мелодрама «Три тополя на Плющихе» повествует о женщине, которая переехала из деревни в Москву, чтобы обустроить свою жизнь и обрести счастье.
Еще один пример — пронзительная драма Василия Шукшина «Калина красная» о воре-рецидивисте, который переезжает в город, сорит деньгами, но в итоге возвращается в деревню, чтобы больше не связываться с криминальным миром.
Деревня в работах отечественных режиссеров все больше конкурирует с городом. В культовой романтической комедии «Любовь и голуби» Владимира Меньшова главному герою Василию приходится выбирать не только женщину, с которой быть, но и образ жизни. В результате он возвращается к своей семье в деревню, так как с городской любовницей Раисой Захаровной не может быть счастливым.
Большие фестивальные режиссеры Андрей Тарковский, Динара Асанова, Сергей Соловьев видели в деревне утопию, которая неразрывно связана с образом детства. Такое «обломовское» представление можно увидеть в фильмах «Зеркало», «Пацаны» и «Сто дней после детства».
90-е и наши дни
В постсоветский период антагонизм города и деревни достигает своего пика. Иногда это выражается в активном противостоянии, как в фильме «Окраина», где хуторяне мстят олигархам за отобранную землю. Кто-то пытается показать деревню как главную альтернативу цивилизации. Например, Андрей Кончаловский в картине «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
А в фильме «Беспринципные в деревне» создатели в комедийном и ироническом ключе изображают конфликт деревенских жителей и московских богачей.
Так или иначе, образ русской деревни по-прежнему интересен и кинематографистам, и зрителям. Каким он будет через несколько лет — сложно представить, но точно можно сказать, что своей актуальности он не теряет.
Марина Яковлева специально для 7ДнейКино. Читать все материалы этого автора.
Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.