Существуют ли гены, кодирующие старость? В последнее время, технологии творят чудеса, уже сейчас изобрели внедрение генов с помощью специальных "пустых" вирусов, которые заполняют генетическим материалом для имплантации в человеческую ДНК, а что будет дальше?
Сегодняшняя статья - это последняя статья в рамках рубрики голубых зон и долголетия и в связи с большим объёмом, она поделена на 2 части. Представляет она из себя рассказ, который в виде жизненной истории расскажет вам о теломеразах и их активации с помощью генной терапии, есть ли в этом риски и какое у этого всего будущее... А после этой истории мы узнаем как это всё связано с реальной жизнью.
Сегодняшняя героиня, юная девушка Фая, загоревшаяся желанием обмануть смерть.
Молодая девушка Фая, с ещё не угасшим оптимизмом, смотрела на облака. Рядом лежал её пёс Аркадий и тонко скулил. Иногда сложно было отличить, ветер ли это, или Аркаша опять устал от долгого лежания на холодной траве. Он был старым псом, успел повидать многое за свои шестнадцать лет, среди собак он уже прослыл долгожителем, а вот Фая - его ровесница, только начинала свой жизненный путь.
Почему-то, разглядывая облака, она думала не о будущих своих успехах, не о принцах и огромном доме на побережье Эгейского моря, нет, совсем нет, её одолевал вопрос о недолговечности всего сущего.
Может, её вдохновил сиплый и ссутулившийся пёс, смотревший мудрым взглядом, а может отец, помешанный на генетических исследованиях, но в голове мельтешила мысль, можно ли жить вечно...
-Аркаш, как думаешь, можно ли заменить все органы в старости и начать новую жизнь?
-Гав!
Бодро решил ответить Аркаша, смотря на свою хозяйку потрясающе умным взглядом.
-Вот представь, мы бы взяли и всё-всё заменили, а мозг оставили, ты бы ещё 16 лет прожил, и мы бы также лежали на травке.
Аркадий заёрзал, требуя почесать искусанную комарами спину.
-Не тревожишься ты совсем, а я ведь о серьёзных вещах! Это люди в Сочи у нас только о новом летнем сезоне думают, а мир то не стоит на месте, но да ладно, пошли домой, симпатяга!
Фая погладила Аркашу, вызвав бурную реакцию в виде виляния хвоста. Вместе они направились домой.
-Пап, привет, я одомашнилась!
Профессор Оловянов, сидевший за компьютером, отвлекся и улыбнулся.
-Привет доча, ты же не дикий зверь, чтобы одомашниваться, прочитала мою статью?
-Про теломеразы? Ещё нет
-А зря, на следующей неделе мы встречаемся с доктором Пэнниуайзом, похоже, наше открытие заинтересовало фармкомпанию BioViva.
-Ммм, не Роше, но тоже хорошо
-Роше, не так сильны в теломеразной генетике.
-Знаю-знаю, я наверх!
Фая очень уважала отца и его эксперименты. Она не хотела это показывать, но, каждый раз, открывала его новую статью в pubmed с содроганием.
-Итак, недавнее исследование на мышах, с включением фермента, замедляющего биологические часы за счет увеличения длины теломер, позволило увеличить продолжительность жизни еще на двадцать четыре процента. Теломеры показали значительный прирост, а не это ли бессмертие?
Задумалась Фая.
Такого рода эксперименты всегда должны идти дальше и инновационный препарат её отца может оказаться самой настоящей прививкой долголетия...
Теломеры - это такие структуры, которые помогают клеткам размножаться и не дают хромосомам слипаться. После каждого деления, их длинна уменьшается и всё это контролируется с помощью специальных ферментных систем, когда теломеры укорачиваются достаточно сильно, клетки начинают умирать.
Теломеразы мешают теломерам укорачиваться, и в исследованиях на мышах теломеры удалось увеличить как раз с помощью них.
Но, при этом, значительно может вырасти риск онкологии.
Папа говорил, что интервальное голодание, по последним исследованиям, увеличивало теломеры, главное, не перебарщивать и не голодать более 3 дней! А ещё, ограничение белка в пище, и фруктики всякие с овощами, в общем, антиоксиданты.
Отец Фаи провёл исследования на лабораторных животных и сумел доказать эффективность своей молекулы с помощью биохимических экспериментов и, теперь, он был полностью готов перейти к первой фазе со здоровыми добровольцами. Осталось лишь найти денежный кошель, который это всё профинансирует и, желательно, чтобы исследования проводились под строгим контролем.
-Вот бы у отца получилось найти спонсоров, он так много трудится, каждый день заботится о своих генно-модифицированных мышках. Ладно, пора спать.
Тем временем, Аркадий забежал в комнату и улёгся рядом с кроватью Фаи. Комната наполнилась звуками сна.
Встреча с доктором Пэнниуайзом
Доктор Пэнниуайз был невысокого роста, выделялся его двойной подбородок, а мимика выдавала человека равнодушного и скурпулёзного, дотошного до мелочей. По мнению профессора Оловянова, человек с таким лицом не мог нести хороших вестей. Так и случилось.
Фая ждала в Фойе отеля, в котором отец обсуждал информацию с этим человеком и переводчиком. Конечно, она не могла удержаться и не подслушать столь важный разговор.
-Как недостаточная надёжность данных? Мы же всё сделали по международным стандартам, за этим препаратом будущее!
-Вы не учли нюанс, усиление теломераз увеличивало риск опухолей у мышей на шесть процентов.
-Но это же статистически не значимый результат!
-Тем не менее, мы не можем допустить погрешностей с людьми, вы и сами все прекрасно понимаете, без исследований на более крупных животных мы не сможем объективизировать ваши данные и перенести модель на пример человека.
-Но это же отложит исследования на годы.
-Мы готовы вам посодействовать в поисках подходящих животных: и да, желательно брать обезьян или свиней.
Фая раскраснелась от гнева, она была готова ворваться в кабинет и выбить весь снобизм из Пэнниуайза, но понимание того, что это приведет лишь к негативным последствиям, вовремя остановило её. В тот день она для себя всё решила...
Уныние и неожиданность
Домой они ехали молча, профессор серьезно смотрел в окно, раздумывая о грядущем, да и Фая все понимала и не раздражала, его итак измученное мыслями сознание.
Через несколько часов, они доехали до дома и уселись за стол.
-Доктор Пэнниуайз сказал, что пока мы не проверим наш ген-активатор теломераз на больших животных, он не даст денег на исследования уровнем выше.
-Они же сами говорили, что русские не умеют проводить исследования, неужели они даже свои базы для опытов не предложили?!
-К сожалению нет, будем обходиться силами наших текущих спонсоров.
-Ничего, пап, всё получится, я верю в тебя!
Фая обняла отца и ласково погладила по спине.
-Весь мир, ничего, без тебя доча.
-Пошли спать отец, утро подскажет ответы.
Профессор Оловянов еще не понимал, что главное его исследование находилось прямо под носом...
Фая знала, что отец держит ключ от кабинета в правом кармане пиджака и во время объятий, она лихо умыкнула его.
Когда ученый уснул, Фая прокралась в его кабинет.
-Так, когда мы ставили уколы мышкам, пробирки были холодные, значит они в холодильнике.
Фая быстро открыла холодильник и сразу заметила два маленьких флакона.
-Хмм, экспериментальные флаконы для людей, имеют примерно пять триллионов вирусных вектор-геномов, я конечно худенькая, но даже так, мне придется использовать оба, ну ничего...
Подумала Фая и перелила препарат в шприц.
-А теперь, заливаем физрасствор, чтобы отец не догадался раньше времени.
На следующий день, когда отец ушёл на работу, фая аккуратно поставила себе капельницу. Ловко орудовать иглой, она научилась, когда тестировали препарат на грызунах, конечно, себе ставить гораздо сложнее, но, со второй попытки, у нее получилось. Теперь осталось дело за малым, влить расствор и рассказать обо всём отцу.
Вечером, отец вернулся, он был на удивление счастлив и возбуждён.
-Родная, я одомашнился!
На лице Фаи выступила легкая улыбка, отец мило собезьянничал, но его настроение вызывало интерес, так как было парадоксальным.
-Пап, что-то случилось? Ты прямо светишься.
-У меня есть важная информация для тебя дочка, я решил, что нам надо привлечь внимание общественности...
-Иии...
-Родная, сегодня, впервые в истории, наш препарат ввели человеку и абсолютно без последствий!
Фая понимала, что кто-то влил себе физраствор, даже не думая, что в скором времени он окажется в дураках.
-И да, я решил, что препарат будет тестироваться на мне!
Фая чуть не поперхнулась слюной, но, всё же, посмотрела на самоотверженного отца добрым взглядом.
-Ты же использовал те флаконы из холодильника?
-Да, а ты откуда про них знаешь?
-Прости отец, надеюсь физраствор хорошо пойдет тебе на пользу, но... Не ругайся сильно, все же, я, первый теломеразно индуцированный человек, меня надо беречь.
-Что?! Неужели ты стащила флаконы из холодильника? Но зачем? Это я должен был рискнуть, ты же совсем юная!
Отец схватил дочь за плечи в яростном порыве, взирая на нее безутешным взглядом.
-У ста двеннадцати мышей развивались опухоли, а в контрольной группе,только у ста семи. При этом, опухоли в группе исследования препарата были самые разные. И ещё... я этого не отметил в статье, но, почти у всех мышей из эксперимента были изменения в костном мозге и почти бесконечный рост эритроцитов и лейкоцитов, чаще всего страдал костный мозг, но это Мыши, а ты человек!
-Значит, ты был готов применять его на других людях, осознавая все риски, а на своей дочери нет?
Отец опешил.
-Все куда хуже, чем я думала, почему ты скрыл это?
-Ты же понимаешь, будущее требует жертв...
-И, сегодня, этой жертвой стала твоя дочь, я осознавала риски в отличии от тех, кому мы могли их поставить. Моё решение полностью осознанное, не дай привязанности помешать этому. Тем не менее, мы должны озвучить новость на весь мир. Пути назад нет.
Профессор глубоко вздохнул.
-Этичность, мы упираемся рогами в этичность, а что, если препарат негативно сработает, это подрежет нам репутацию еще больше.
-Это прыжок веры, всё или ничего...
-Это прыжок безумия, дочь моя, с завтрашнего дня, раз в неделю, мы будем делать анализы, если ты хочешь прогреметь на весь мир, то я напишу редакторам научных журналов...
Глупость и последствия
После постановки инъекции, прошло 4 месяца. Слухи о смелой девушке, поставившей себе вакцину долголетия, распространились на весь мир. Учёные уже успели созвать несколько конференций, на которых, они обсудили этический вопрос, и так до конца не пришли к соглашению.
-Проект надо закрыть, это же ребёнок!
-Что у нее за отец такой, не смог уследить за дочерью, ей в школе надо учиться, а не быть лабораторной крысой!
-Постойте коллеги, мы все с вами учёные, давайте рассуждать рационально. Инъекция сделана, девочка стабильна и, теперь, нам надо сохранить это. Если проект окажется успешным, то можно будет ускорить процесс одобрения исследования на людях.
Как всегда, мнения разделились, но одно можно сказать наверняка, мир содрогнулся, и все с затаённой надеждой следили за молодой генетической аномалией. Деньги и спонсоры полились, как дождь с неба, а российское правление не скупилось на гранты для путешествий и разработок.
Но, лишь двое знали истинные последствия, и старались их предотвратить всеми силами. И ещё, один человек о них догадывался...
Тем временем, Фая отдыхала в отеле Тель-Авива, по последним данным Израильских лабораторий, гены прижились хорошо и теломеры действительно увеличиваются.
Вечером, Фая решила принять душ, в зеркале, она видела красивую, молодую девушку, но что-то было не так, её кожа стала на тон темнее и будто появилась краснота. В области крестца, уже пятый день неистово шелушилась кожа, вызывая неприятный зуд.
Вообще, надо сказать, что шелушение кожи становилось все сильнее и уже перекинулось на пятки, бедра и лопатки.
В остальном же, она была полностью здорова, и даже чувствовала в последнее время прилив сил.
Эхом, по ванной комнате раздался звук вибрирующего телефона.
-Да пап?
-Милая, я посмотрел последние анализы, эритроцитов уже больше семи, Лейкоциты тоже шкалят, надо начинать принимать цитостатики, а иначе они продолжат расти.
-Плохо, я надеялась не придётся...
-Конечно, очень за тебя переживаю, возвращайся скорее, надеюсь, азатиоприн сработает... А иначе, попробуем циклофосфамид. А дальше будем следить.
Тем временем, доктор Пэнниуайз, нашедший в первых исследованиях на животных аномалии, направлялся в Сочи для проведения независимого расследования, он понимал, что девочку надо спасать. Он не разделял массового фанатизма, а его понимание, было на самом высоком уровне.
Продолжение следует...
История получается весьма объёмной и точка в ней пока не может быть поставлена. Вторая часть истории будет 09.05.2023
08.05.2023 будет более подробный пост про теломеры и теломеразы.