“Пётр же, обернувшись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который во время вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! Кто предаст Тебя?» Его увидев, Пётр говорит Иисусу: «Господи! А он что?» Иисус говорит ему: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». И пронеслось это слово между учениками, что ученик тот не умрёт. Но Иисус не сказал ему, что не умрёт, но: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?»” (Ин. 21:20–23).
Стихи 20–22. Хотя Иисус и Пётр, судя по всему, говорили наедине, Иоанн и другие ученики могли находиться достаточно близко, чтобы слышать их. Такое впечатление, что разговор между Иисусом и Петром становился всё более приватным. Возможно, при этом они шли вдоль берега; однако ученик, которого любил Иисус, следовал за ними (21:20). Похожими словами о его присутствии говорилось и в 21:7. Описание этого ученика практически идентично описанию в 13:25, лишь немного дополнено. Этот был тот ученик, который во время вечери в верхней горнице сидел, приклонившись к груди Иисуса. Эти подробности напоминают читателю об особых отношениях между этим учеником и Иисусом, а также особых отношениях между этим учеником и Петром. Близость Иоанна к Иисусу удостоверяет подлинность настоящего евангелия, а благодаря его тесной дружбе с Петром вопрос Петра становится более понятным.
Возможно, что Пётр снова воспрянул духом и осмелел после того, как Иисус восстановил его и благословил на служение. Увидев идущего за ними любимого ученика, он спросил: «Господи! А он что?» (21:21). В греческом тексте этот вопрос является эллиптическим, поскольку в нём пропущен глагол, что и отражено в Синодальном Переводе. («Господи, а с ним как будет?»; Международное Библейское Общество, Новый Русский Перевод). В следующем стихе объясняется, что Пётр спросил о судьбе своего соратника. Нет ничего удивительного, что, услышав о том, что ожидает его в будущем, Пётр спросил о судьбе своего близкого друга. Ответ Иисуса был сдержанным, как в словах, так и в интонации. Это были Его последние слова в настоящем евангелии: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною» (21:22). Иисус дал понять Петру, что судьба другого ученика не касалась его. Петру не нужно было знать, умрёт ли любимый ученик мученической смертью, как и он, или же останется жив до возвращения Иисуса. Только одно должно было иметь для него значение в последующие дни и годы, а именно заповедь: «Ты иди за Мною».
Стих 23. Сказанное Иисусом «пронеслось [от экзерхомай] между братьями» во времена, описанные в книге Деяний, где рассказывается о деятельности ранних христиан. На основании слов Иисуса, сказанных Петру, в ранней церкви возникла ложная мысль, что любимый ученик никогда не умрёт. Некоторые верующие считали, что он будет жить до возвращения Иисуса. После смерти любимого ученика враги веры осмеяли бы саму идею второго пришествия Иисуса. Поэтому Иоанн счёл необходимым уточнить, чтό Иисус действительно сказал, а чего Он не говорил. Иисус не обещал, что любимый ученик не умрёт; Он только сказал: «Если Я хочу, чтобы он пребывал…» Исходя из этого некоторые комментаторы предположили, что ко времени написания 21:23 любимый ученик уже умер, и что именно его смерть стала причиной добавить гл. 21. Согласно этой точке зрения, Иоанн (любимый ученик) не мог написать главу 21. Однако если бы Иоанн умер, вряд ли бы ранние христиане продолжали считать, что он никогда не умрёт. С другой стороны, как отмечает Леон Моррис, «Сам факт этого объяснения показывает, что любимый ученик был ещё жив, хотя и очень стар».