Найти в Дзене
Around Art

Юбилейная 20-я Арт Москва: классика и современность – всё и вся

Короткое эссе по поводу ярмарки классического, современного и ювелирного искусства

Текст: Галина Мумрикова

В конце апреля в Гостином дворе прошла 20-я юбилейная Арт Москва. На пресс-конференции устроители выставки не раз апеллировали к европейской TEFAF, с которой, собственно, взят и концепт, и контент. Вот только размаха не получилось: ведь TEFAF в Маастрихте (первая состоялась в 1988 году) известна во всем мире как ведущая ярмарка старых мастеров и европейского искусства, в которой в этом году участвовало 275 галерей. Наша Арт Москва по сравнению с крупнейшими художественными ярмарками мира носит, на мой взгляд, несколько местечковый характер.

Впрочем, не будем углубляться. На открытии директор выставки Василий Бычков сказал: «Мы уделяем равное внимание и старым мастерам, и современному искусству, и предметам интерьера. Концепция выставки — осознанный выбор экспертного совета, который стремится сохранить аутентичность ярмарки и утверждает ее с позиции важнейшего национального проекта страны»… Вообще придраться было не к чему: и волки сыты, и овцы целы и даже получилось хоть какое-то подобие внутреннего дизайна: антиквары в своих углах, современное искусство – в своих, ювелиры – где-то кучкой посередине на своей улице. Правда, Без особого драгоценного блеска. Агентство Креативных Индустрий своих молодых художников тоже в переулочке поместили. Иногда складывалось впечатление, что ярмарке уже не хватает места и пришлось потесниться, иногда – наоборот. А еще на пресс-конференции особо представляли почетных гостей ярмарки – экспозицию коллекции посольства Нигерии, а также иранскую галерею Sareh Art, с которыми все потом понеслись фотографироваться.

Итак, сначала о классике. Кто спорит – Саврасов, Айвазовский, Суриков, Маковский… Их в принципе знает нынешняя молодежь, но относится к ним как к классике, уже сделавшей своё дело, как к бесспорным и все же отжившим шедеврам.

Арон Бух. Городская фантазия, 1994. Холст, масло.
Арон Бух. Городская фантазия, 1994. Холст, масло.
Арон Бух. Автопортрет. 1990-е. Бумага, сангина. Город. Бумага, уголь. Натюрморт с розами. Бумага, пастель. Город. Бумага, уголь
Арон Бух. Автопортрет. 1990-е. Бумага, сангина. Город. Бумага, уголь. Натюрморт с розами. Бумага, пастель. Город. Бумага, уголь
Арон Бух. Белые розы. 1998. Холст, масло
Арон Бух. Белые розы. 1998. Холст, масло
Арон Бух. Городская фантазия, 1994. Холст, масло.
Арон Бух. Городская фантазия, 1994. Холст, масло.
Арон Бух. Дама в шляпе. 2005. Холст, масло
Арон Бух. Дама в шляпе. 2005. Холст, масло
Арон Бух. Натюрморт с голубой вазой. 2001. Холст, масло. Галерея Экспо-88
Арон Бух. Натюрморт с голубой вазой. 2001. Холст, масло. Галерея Экспо-88
Арон Бух. Три вазы. 1997. Холст, масло.
Арон Бух. Три вазы. 1997. Холст, масло.

Но вот – Арон Бух. Который, кстати, очень любил Ренуара и Сурикова. Думаю, что если бы он тут один «отдувался за всю классику XX века, то получилось бы блестяще. А себя он как-то сам охарактеризовал не менее блестящей фразой: «Настоящая живопись оживает на расстоянии. Надо уметь из красок извлекать звучание цвета в пространстве. Главное – вырваться из плена правильности. Во имя своей личной правды…» Вот у него была своя личная правда. Была. Во всем: в цветах, женщинах, улицах, уголках старой Москвы. Чего нельзя сказать о тех, кто тоже вроде хочет откуда-то вырваться, только вот с чем? Вопрос интересный. Как можно сравнивать и вообще ставить рядом непревзойденный фактурный мазок, неповторимую экспрессию Арона Буха со «смешанной техникой» (чаще просто замешанной) многих нынешних? Да никак! Впрочем, сравнение штука неблагодарная.

Константин Худяков. Внеземная природа женщины
Константин Худяков. Внеземная природа женщины
Константин Худяков. Волшебная лампа Адама.
Константин Худяков. Волшебная лампа Адама.

Но вот мне совсем не захотелось после Арона Буха разбираться в компьютерных конструкциях Константина Худякова, сколько бы у него там не было творческих регалий.

Экспозиция Тафарт.
Экспозиция Тафарт.

Как-то ближе к нам искусство художников Тафгалереи, которые предложили свою идею мироустройства из простого и сложного, со своими формами, материалами, цветом – одним словом, создали свой «рай», в котором очень даже все неплохо, поверьте.

Графика Вадима Тишина. Галерея Масс-арт
Графика Вадима Тишина. Галерея Масс-арт

Ближе мне и графика Вадима Тишина: ее хочется изучать, понимать, в ней вполне смиряешься с избытком черного, с контрастами, в ней есть мысль.

Ольга Соколова. Ярославский код. Холст, акрил, 2023
Ольга Соколова. Ярославский код. Холст, акрил, 2023
Ольга Соколова. Тульская сорока. Холст, акрил, 2023
Ольга Соколова. Тульская сорока. Холст, акрил, 2023

Ближе и авангардные коды Ольги Соколовой, которая неожиданно со своего традиционного исторического лубка предложила «одежные символы-артефакты». В них она накопленные нашими предками декоративные элементы возвела в ранг обобщения – убедительного, верного, красивого, самобытного.

Ирина Чернавина. Райский сад
Ирина Чернавина. Райский сад
Ирина Чернавина. Весна
Ирина Чернавина. Весна

Так же самобытен и настоящий «Райский сад» Ирины Чернавиной. Кто-то скажет – эпатаж. Кто-то усмехнется. Кто-то восхитится. Да все правильно!

Душана Бравура. Из экспозиции "Интеллект Венеры"
Душана Бравура. Из экспозиции "Интеллект Венеры"
Душана Бравура. Из экспозиции "Интеллект Венеры"
Душана Бравура. Из экспозиции "Интеллект Венеры"

Весьма недурной русско-итальянский проект «Интеллект Венеры», созданный в авторской технике художником Душаной Бравурой из Равенны, привлек всеобщее внимание и своей концепцией, и необычным сочетанием фотографии с мозаичным орнаментом. Она периодически появляется на нашей российской художественной сцене, но в Арт Москве участвует впервые.

Таня Клят. Наверху - Сестры. 2019. Бумага, тушь
Таня Клят. Наверху - Сестры. 2019. Бумага, тушь
Елена Власова. Из живописной серии "Воображаемые жители реального мира". Холст, акрил, аэрозольный лак, уголь, сухая пастель. 2022
Елена Власова. Из живописной серии "Воображаемые жители реального мира". Холст, акрил, аэрозольный лак, уголь, сухая пастель. 2022
Екатерина Забелина. Слева - Русское поле экспериментов. 2021. Шамотная глина, вышивка, фото. Последний объект - "Белые росы, серия "Артефактов". 2022. Керамика, медная проволока
Екатерина Забелина. Слева - Русское поле экспериментов. 2021. Шамотная глина, вышивка, фото. Последний объект - "Белые росы, серия "Артефактов". 2022. Керамика, медная проволока

Среди участников, которых отобрало на выставку Агентство Креативных Индустрий, запомнились три художницы. Во-первых, Таня Клят, выпускница МГУ и Британской высшей школы дизайна, которая по-своему исследует и интерпретирует женский образ. Свои образы, но только уже наделенные некой фантазийной абстракцией, у Лены Власовой (Школа Дизайна Высшей Школы Экономики). А Катя Забелина (РГХПУ им.С.Г.Строганова) про свои объекты написала так: «…Мне нравится находить неявные смыслы, но не открывать их, а преобразовывать, создавая некий ребус…»

Вообще все искусство – это ребус, только ключи к его разгадкам у каждого свои.

Фрагмент экспозиции галереи "Самурай"
Фрагмент экспозиции галереи "Самурай"
Фрагмент экспозиции галереи "Самурай"
Фрагмент экспозиции галереи "Самурай"

Чем многим нравится японское искусство? Теплотой. Даже их на вид агрессивные самураи в скульптуре, нэцкэ или окимоно как бы замирают в искусных руках мастеров страны Восходящего Солнца.

На стенде Milica Art
На стенде Milica Art
На стенде Milica Art
На стенде Milica Art
Абстракция Димы Сухова
Абстракция Димы Сухова

Коллаборация дизайнера Ирины Ивашкиной (бренд Milica) и художника Димы Сухова на маленьком стенде оказалась весьма удачной. Необычная мебель Ирины, в которой сразу угадывается женская рука, дополнена абстрактными мотивами Димы, ставшем художником «по наитию». А теперь его масляные холсты, арт-объекты, гобелены все больше привлекают внимание музейных кураторов.

Фрагмент экспозиции ДПИ
Фрагмент экспозиции ДПИ

Импозантно смотрелся и стенд Всероссийского музея декоративного искусства, который показал номинантов шорт-листа III конкурса-биеннале «Придумано и сделано в России». Это Андрей Измайлов, Анна Бочкарева, Иван Басов и Семен Лавданский. Куратор экспозиции Вера Савельева рассказала: «Экспонаты объединяет ахроматический черный цвет, а разные фактуры (керамика, дерево, вторично переработанная бумага, покрытая глазурью из мраморной пыли и латекса) создают неожиданный контраст между предметами, не нарушая целостности композиционного решения». Несмотря на доминирующий черный цвет стенд реально получился очень ярким.

А вообще ярмарки и выставки становятся уж слишком похожи друг на друга: Art Russia, Art Moscow, Cosmoscow…

Хвастаться вообще-то особо нечем.

искусство#выставки#живопись#современное искусство#Гостиный двор#Art Moscow-2023#