Короткое эссе по поводу ярмарки классического, современного и ювелирного искусства
Текст: Галина Мумрикова
В конце апреля в Гостином дворе прошла 20-я юбилейная Арт Москва. На пресс-конференции устроители выставки не раз апеллировали к европейской TEFAF, с которой, собственно, взят и концепт, и контент. Вот только размаха не получилось: ведь TEFAF в Маастрихте (первая состоялась в 1988 году) известна во всем мире как ведущая ярмарка старых мастеров и европейского искусства, в которой в этом году участвовало 275 галерей. Наша Арт Москва по сравнению с крупнейшими художественными ярмарками мира носит, на мой взгляд, несколько местечковый характер.
Впрочем, не будем углубляться. На открытии директор выставки Василий Бычков сказал: «Мы уделяем равное внимание и старым мастерам, и современному искусству, и предметам интерьера. Концепция выставки — осознанный выбор экспертного совета, который стремится сохранить аутентичность ярмарки и утверждает ее с позиции важнейшего национального проекта страны»… Вообще придраться было не к чему: и волки сыты, и овцы целы и даже получилось хоть какое-то подобие внутреннего дизайна: антиквары в своих углах, современное искусство – в своих, ювелиры – где-то кучкой посередине на своей улице. Правда, Без особого драгоценного блеска. Агентство Креативных Индустрий своих молодых художников тоже в переулочке поместили. Иногда складывалось впечатление, что ярмарке уже не хватает места и пришлось потесниться, иногда – наоборот. А еще на пресс-конференции особо представляли почетных гостей ярмарки – экспозицию коллекции посольства Нигерии, а также иранскую галерею Sareh Art, с которыми все потом понеслись фотографироваться.
Итак, сначала о классике. Кто спорит – Саврасов, Айвазовский, Суриков, Маковский… Их в принципе знает нынешняя молодежь, но относится к ним как к классике, уже сделавшей своё дело, как к бесспорным и все же отжившим шедеврам.
Но вот – Арон Бух. Который, кстати, очень любил Ренуара и Сурикова. Думаю, что если бы он тут один «отдувался за всю классику XX века, то получилось бы блестяще. А себя он как-то сам охарактеризовал не менее блестящей фразой: «Настоящая живопись оживает на расстоянии. Надо уметь из красок извлекать звучание цвета в пространстве. Главное – вырваться из плена правильности. Во имя своей личной правды…» Вот у него была своя личная правда. Была. Во всем: в цветах, женщинах, улицах, уголках старой Москвы. Чего нельзя сказать о тех, кто тоже вроде хочет откуда-то вырваться, только вот с чем? Вопрос интересный. Как можно сравнивать и вообще ставить рядом непревзойденный фактурный мазок, неповторимую экспрессию Арона Буха со «смешанной техникой» (чаще просто замешанной) многих нынешних? Да никак! Впрочем, сравнение штука неблагодарная.
Но вот мне совсем не захотелось после Арона Буха разбираться в компьютерных конструкциях Константина Худякова, сколько бы у него там не было творческих регалий.
Как-то ближе к нам искусство художников Тафгалереи, которые предложили свою идею мироустройства из простого и сложного, со своими формами, материалами, цветом – одним словом, создали свой «рай», в котором очень даже все неплохо, поверьте.
Ближе мне и графика Вадима Тишина: ее хочется изучать, понимать, в ней вполне смиряешься с избытком черного, с контрастами, в ней есть мысль.
Ближе и авангардные коды Ольги Соколовой, которая неожиданно со своего традиционного исторического лубка предложила «одежные символы-артефакты». В них она накопленные нашими предками декоративные элементы возвела в ранг обобщения – убедительного, верного, красивого, самобытного.
Так же самобытен и настоящий «Райский сад» Ирины Чернавиной. Кто-то скажет – эпатаж. Кто-то усмехнется. Кто-то восхитится. Да все правильно!
Весьма недурной русско-итальянский проект «Интеллект Венеры», созданный в авторской технике художником Душаной Бравурой из Равенны, привлек всеобщее внимание и своей концепцией, и необычным сочетанием фотографии с мозаичным орнаментом. Она периодически появляется на нашей российской художественной сцене, но в Арт Москве участвует впервые.
Среди участников, которых отобрало на выставку Агентство Креативных Индустрий, запомнились три художницы. Во-первых, Таня Клят, выпускница МГУ и Британской высшей школы дизайна, которая по-своему исследует и интерпретирует женский образ. Свои образы, но только уже наделенные некой фантазийной абстракцией, у Лены Власовой (Школа Дизайна Высшей Школы Экономики). А Катя Забелина (РГХПУ им.С.Г.Строганова) про свои объекты написала так: «…Мне нравится находить неявные смыслы, но не открывать их, а преобразовывать, создавая некий ребус…»
Вообще все искусство – это ребус, только ключи к его разгадкам у каждого свои.
Чем многим нравится японское искусство? Теплотой. Даже их на вид агрессивные самураи в скульптуре, нэцкэ или окимоно как бы замирают в искусных руках мастеров страны Восходящего Солнца.
Коллаборация дизайнера Ирины Ивашкиной (бренд Milica) и художника Димы Сухова на маленьком стенде оказалась весьма удачной. Необычная мебель Ирины, в которой сразу угадывается женская рука, дополнена абстрактными мотивами Димы, ставшем художником «по наитию». А теперь его масляные холсты, арт-объекты, гобелены все больше привлекают внимание музейных кураторов.
Импозантно смотрелся и стенд Всероссийского музея декоративного искусства, который показал номинантов шорт-листа III конкурса-биеннале «Придумано и сделано в России». Это Андрей Измайлов, Анна Бочкарева, Иван Басов и Семен Лавданский. Куратор экспозиции Вера Савельева рассказала: «Экспонаты объединяет ахроматический черный цвет, а разные фактуры (керамика, дерево, вторично переработанная бумага, покрытая глазурью из мраморной пыли и латекса) создают неожиданный контраст между предметами, не нарушая целостности композиционного решения». Несмотря на доминирующий черный цвет стенд реально получился очень ярким.
А вообще ярмарки и выставки становятся уж слишком похожи друг на друга: Art Russia, Art Moscow, Cosmoscow…
Хвастаться вообще-то особо нечем.
искусство#выставки#живопись#современное искусство#Гостиный двор#Art Moscow-2023#