Продолжая рассказ о ветеранах, предлагаю вам воспоминания Полунина Павла Кузьмича. Записала библиотекарь Ольга Тельминова.
Павел Кузьмич родился 21 декабря 1917 года в д. Таволжанка Масловского сельсовета. Грамотный. В 1938 году закончил в Долговке трёхгодичную школу механиков и уехал в г. Нижний Тагил, где работал на газогенераторной станции.
Призван на срочную службу 23 сентября 1938 года Нижне-Тагильским РВК. После учебки молодых солдат повезли на Дальний Восток. Тогда ведь как раз были боевые действия на Халхин-Голе. Месяц ехали на Восток. Доехали до станции Завитая и узнали, что боевые действия закончились.
На Дальнем Востоке на границе и служил. «Граница там не такая была, как на Западе», - вспоминал Павел Кузьмич, - «Заставы далеко-о одна от другой. А граница – где по середине реки, где по краю, где по ручью, а то камни приметные какие. Никаких пунктов пропускных. Стоишь на сопке, склон сопки наш, а село у подножия – уже заграница. Между ними – никаких опознавательных знаков, просто знаешь: там – уже не наше. У застав, правда, получше охранялось».
Потом Павел Полунин был направлен в школу младших командиров, один из всего выпуска закончил её на «отлично». Стал младшим сержантом и начал служить в артиллерии. Служил он в самой тяжёлой по тем временам артиллерии – 152-мм пушек. Дальность стрельбы такой пушки – до 20 км!
Осенью 1941 Павел должен был демобилизоваться из армии, уже строились планы на будущее. Но ничего не сбылось. Летним июньским днём, в полдень, объявило радио голосом Левитана: «Внимание!.. Германия нарушила пакт о ненападении, и без объявления войны… бомбардировке подверглись города Житомир, Киев, Минск…» Понял Павел Полунин, что откладывается возвращение домой, но, как и большинство людей того времени считал, что ненадолго.
Тогда все рвались на фронт. Родина – тогда это было не абстрактное слово. И воины-дальневосточники тоже хотели скорее попасть на войну, бить врага. На фронт их часть отправили где-то в конце августа. Через всю страну ехали опять целый месяц. Сначала не знали, куда везут. А потом поняли – едут Москву защищать.
Тяжелейшая обстановка сложилась под Москвой осенью 1941 года. С маниакальным упорством фашистские войска пытались пробиться к Москве. Обескровленные, уставшие в бесконечных и беспрерывных боях наши армии с трудом сдерживали натиск врага. Бои были настолько кровопролитные, что, бывало в роте, батальоне, полку погибали все, до последнего человека.
Из воспоминаний Полунина П.К.: «Я воевал в составе 8 гв. артполка 6-й гв. воздушно-десантной дивизии. До сих пор считаю: герои-гвардейцы Панфилова спасли Москву на нашем направлении. Да, война для меня началась под Москвой, а уж потом мы потихоньку пошли на Запад. Всё было: и отступали, и наступали, и оборонялись. Конечно, и страшно было, молодые, кому умирать охота? Считаю, что воевал, как все. Не лучше, не хуже других. Родину защищал. Объявлено мне 18 благодарностей от Верховного Главнокомандования. В Долговке, наверно, ни у кого столько нет. Участвовал в боях на Орловско-Курской дуге, в Корсунь-Шевченковской операции, в Ясско-Кишинёвской операции, в форсировании рек Днестр, Прут, Грон, Нитра, освобождал Харьков, Полтаву, Кременчуг, Братиславу, воевал в Венгрии, Чехии, Словакии, Молдавии, Австрии, на Украине».
Памятны Павлу Кузьмичу бои в Словакии, в районе реки Грон. В одном из них погиб расчёт противотанкового 76-мм орудия и оно оказалось на вражеской территории. Вызвали его, автомеханика, наводчика и связиста и дали им задание: добраться до нашего орудия ночью, узнать, есть ли там фашисты. Добрались до пушки бойцы, оказалось, немцев здесь уже нет. Орудие оказалось почти целым, были и снаряды, есть чем вести бой. Решили узнать, где немцы, так как видел Полунин след, оставляемый в воздухе трассирующей пулей. Для этого сделали пробный выстрел. Немцы оказались правее. Заговорил немецкий пулемёт. Бойцы засекли, где находится пулемётное гнездо и - по нему!.. Радовались, когда уничтожили. Конечно, рисковали. Но тут наши вовремя подоспели. За этот бой Павел Полунин был награждён второй медалью «За отвагу». А первую получил за освобождение Орла. Дорога ему и медаль «За боевые заслуги», которая была вручена ему в Румынии.
«В Чехословакии воевал и против РОА (русская освободительная армия), проще сказать, власовцы. Они решили сдаться в плен американцам, а мы не должны были этого допустить. Пленных не брала ни та, ни другая сторона. Бои были жестокими. Они знали, что им за предательство пощады не будет и сражались яростно. Так что, окончилась война, а мы ещё целый месяц воевали с ними.
… Да, великая была война, и потери были великими. Что говорить о других, когда от первоначального состава полка, что прибыл под Москву в 1941-м, к маю 1945-го остались только двое: я да ещё один хорошо знакомый мне миномётчик. И всё. Остальные погибли кто где…
А сейчас говорят все, пишут о геройстве, о подвигах. Было, конечно, было. И всё-таки война, в основном, тяжёлый, изнурительный труд на износ. Вот об этом очень мало говорят и пишут».
В июне 1945 года демобилизовался гвардии старший сержант Полунин. Отслужил, в общей сложности, 7 лет в армии.
После демобилизации жил в Долговке, работал на разных работах, в том числе начальником кинофикации Косулинского района, механиком Долговской МТМ, инструктором райкома КПСС, зав. МТМ.
Вместе с женой Анной Филипповной воспитали двух прекрасных дочерей.
Награды: 2 медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», 18 благодарностей от командования, юбилейные.
Умер 13 сентября 2005 года. Похоронен на кладбище села Долговка.