Найти тему
Николай Цискаридзе

Святослав Рихтер: Настоящее искусство неподвластно моде, оно живет века

У великого Святослава Теофиловича Рихтера не было начального музыкального образования. И потому, наверное, его путь к вершинам музыкального исполнительства похож на легенду о блестящем самоучке, который, однако, никогда не был «вундеркиндом». Игре на фортепиано мальчика учил отец – выпускник Венской консерватории, а теории музыки – друг семьи Кондратьев, инвалид, передвигавшийся на коляске.

Святослав Теофилович Рихтер родился в Житомире в семье пианиста и композитора Теофила Даниловича Рихтера, преподавателя Одесской консерватории и органиста городской кирхи. Мать Анна Павловна Москалева (по матери фон Рейнке) была родом из русских дворян немецкого происхождения. Во время Гражданской войны семья была разъединена; Святослав жил в семье тетки, Тамары Павловны, от которой перенял увлечение живописью.

Его школьной скамьей стала сразу Московская консерватория, а точнее – класс Генриха Густавовича Нейгауза, куда был зачислен в 1937 году концертмейстер Одесского оперного театра Святослав Рихтер, не имевший никаких документов о начальном музыкальном образовании. А было ему в ту пору уже 22 года – возраст, когда крупные музыканты уже завоевывают мировую известность…

Но Святослав наверстал упущенное в один вечер! То был памятный осенний вечер дебюта Рихтера с Шестой сонатой Прокофьева в Малом зале Московской консерватории в 1940 году. Перед ошеломленной публикой предстал не «ученик Нейгауза» (игравшего в первом отделении концерта), но законченный пианист-новатор, вулканический художник, артист мирового класса.

-2

Генрих Нейгауз не случайно называл Рихтера «учеником нашей страны, нашего времени и нашего народа. И только в последнюю очередь своим». Он не стеснялся признаваться, что до конца дней своих будет не только восхищаться Святославом Рихтером, но и… учиться у него. Неутолимая жажда «ученичества» скрепила узы деликатнейшего из союзов Учителя и Ученика.

«Мода на какого-то композитора, на определенный род музыки возможна только в дилетантской среде. Настоящее искусство неподвластно моде, оно живет века. И нужно играть все достойное, истинное» ( Святослав Рихтер)

Рихтер закончил консерваторию в 1947 году, будучи уже известным исполнителем. Во время войны он много выступал, в том числе, играл в блокадном Ленинграде, поддерживая свою страну и своих людей.

В 70 лет мастер совершал многомесячные турне по просторам Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, республикам Прибалтики и Кавказа, в Молдавии, Белоруссии и на Украине, не пропуская и самых маленьких городов, и небольших поселков, не отказывая ни школам, ни сельским клубам, играя порой в помещениях, где до него не играл ни один пианист. Он мог играть в полутьме, при одной-единственной зажженной лампе, поставленной на пюпитр.

-3

В декабре 1981 года в Музее на Волхонке родились «декабрьские вечера» – чудо московской элитарной музыкальной культуры и просвещения, сконцентрировавшихся вокруг гипнотической личности «пианиста века».

«Святослав Рихтер стал для своего поколения больше, нежели знаменитый артист. В быту, как и в искусстве, он тоже сотворил свое особенное «рихтеровское пространство», духовное поле, куда не проникает низменное, плоское, одномерное… Могучий облик излучает и притягивает. Любой человек видит: перед ним легенда. Живая, радующая нас своим необычайным существованием и остающаяся навсегда! Легенда», – написала Президент Московского Союза музыкантов Вера Горностаева.

Николай Цискаридзе