Найти тему

Пионер волжских просторов. Как начиналась история Волжского пароходства.

Оглавление

История нашей компании — это и история развития пароходства на Волге в целом. О том, с чего все началось и почему первый пароход компании прозвали «большим чертом» — читайте в нашем материале.

Об истоках

Как появилось Волжское пароходство? «Общество пароходства по Волге» было основано англичанином Д. И. Кейли, Санкт-петербургским купцом М. П. Кирилловым и калязинским купцом Д. М. Полежаевым. 7 сентября 1843 года устав нового предприятия был утвержден Николаем I. Так началась история нашей компании.

В 1843 году по Волге уже ходило множество судов, но новое предприятие претендовало на статус самого современного и технологичного, поэтому здесь никак нельзя было обойтись без вершины технического прогресса того времени — парохода.

«Большой черт»

Первый буксирный пароход был заказан Обществом в Голландии, доставлен на Волгу в разобранном виде, где он был собран под руководством мастера Варда. Пароход назвали «Волга» и выпустили на линию 15 мая 1846 г. Свой первый рейс «Волга» с баржей зерна совершила из Самары в Рыбинск, её грузоподъемность достигала 300 тыс. пудов. Ставка на «Волгу» оказалась выигрышной: за первый год судно принесло 40 тыс. рублей дохода при расходах в 27 тыс. рублей.

Далекое от прогресса население относилось к новинке враждебно. По прибрежным местечкам ползли слухи, что пароход вызывает засуху, падёж скота и эпидемии. Известны даже случаи проведения молебнов для избавления от «большого черта», как в народе прозвали «Волгу». Совершенно заслужено возмущались и бурлаки: пароход мог отнять у них заработок! Однако со временем отношение к пароходу стало нейтральным, и «большой черт» уже не пугал прибрежное население.

Рост флота

В последующие годы компания только увеличивала прибыль, и в 1848 году были куплены еще два парохода — «Геркулес» и «Самсон», а в 1849 — «Кама» и «Ока». Зимовал флот в Жуковском затоне, на левом берегу Волги.

Пароходы работали и как буксиры, то есть толкали суда старых волжских типов — специально для этого были построены деревянные баржи грузоподъемностью до 2 тысяч тонн.

Хороший спрос подтверждался и финансовыми показателями компании. В 1850 году общая выручка предприятия составила 262 тыс. рублей, в 1859-м – уже 433 тыс. рублей. Чтобы добиваться таких результатов, необходимо было решать множество проблем: корабли шли медленно, часто садились на мель, а ночью простаивали из-за плохой видимости. Поломки оборачивались большими расходами, так как мастеров приходилось вызывать из Петербурга.

В 1859 году компания начала перевозку пассажиров на линии Казань – Астрахань. В 1863 году открылось прямое сообщение по маршруту Нижний Новгород — Астрахань, а к концу 60-х на пассажирских перевозках работали уже 9 судов. До начала XX века эта сфера станет ведущей для предприятия, в 1902 году флот уже насчитывал 18 пассажирских и 4 буксирных парохода. В 1910 году ситуация изменилась в связи с политическими событиями в стране, в компании начались финансовые трудности. О том, что происходило с пароходством в этот непростой период, мы расскажем в следующих материалах.

(Статья подготовлена по материалам монографии кандидата исторических наук И. А. Рычкова)