Найти в Дзене
Загадки истории

Почему Алёша Попович – это самый настоящий «трикстер», что означает это слово

Оглавление

Как многих учили на уроках литературы, начинаем раскрывать тему с конца. Трикстер – это, согласно одной известной электронной энциклопедии, Архетип в мифологии, фольклоре и религии - «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника» - божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер ставит задачей поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни, а не действует по злому умыслу. Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера.

Честно говоря, определение, с одной стороны, вполне понятное. Но хотелось бы примеров, помимо Алёши Поповича. Еще и доказать нужно, что он – трикстер.

Давайте вспомним нескольких персонажей:

1. Тор – герой, а Локи – антигерой. Или, вернее, самый настоящий трикстер. Я веду речь не о истории «Марвел». Хотя, даже если почитать комиксы или посмотреть фильм, всё станет понятно. Предельно понятно.

Локи - бог хитрости, обмана и коварства в германо-скандинавской мифологии
Локи - бог хитрости, обмана и коварства в германо-скандинавской мифологии

2. Джек Воробей из «Пиратов Карибского море» - это тоже типичный трикстер. В фильме мы за него переживаем, считаем его героем, который борется как с не очень хорошими людьми, так и с темными силами – типа гигантского спрута. Или как его там звали?

При этом Воробья нельзя назвать человеком моральным, идейным, с принципами. Нет, конечно, у него свои принципы там есть. Но они «специфические». Пират может обмануть, предать, солгать и так далее. Ради чего? Не сказать, что просто так. Скорее, ради своего собственного благополучия – чтобы дальше можно было жить счастливо. В кайф, что называется.

-2

Вот такой это персонаж – трикстер. Алёша Попович, считают ученые, был таким же. И тому есть доказательства.

Происхождение

С этого можно начать. С Ильей Муромцем всё понятно. Он был крестьянского происхождения, жил в избе, на земле. А земля та его не держала до поры до времени.

-3

Добрыня Никитич – опытный и мудрый воин.

А Алёша, кто? Во-первых, молодой человек. По сути, юноша ещё, у которого детство кое-где еще не отыграло. Это первый важный момент. Молодые люди – они всегда довольно импульсивные, максималисты по жизни. Многие, не выработали своих принципов. Мечутся, ищут что-то.

Во-вторых, Алёша был сыном сельского приходского священника, потому и называли его Поповичем – по роду деятельности отца.

-4

А что такое сын священника? Это лицо, которому трудно определиться в жизни. Отец у него – не крестьянин. Простой работящий мужик научил бы ребенка трудиться. Батюшка же, скорее, научит молиться. Но, если парень не хочет идти по стопам отца, то молитвы, как бы там ни было – такая вещь, которая, скорее всего, не прокормит. Впрочем, православные считают, что Господь сильно уж голодать не даст. Нуждающийся всегда себе пищу найдет. Но я не об этом. А об образе Алеши, который, как мне видится, не мог определиться в жизни – и решил податься в богатыри. Благо, физической силой обладал. С духом было не очень.

Поступки

Алёшу Поповича обвиняют в нескольких вещах. И это написано в былинах:

1. Любил пообщаться с «зеленым змием». Была такая история: Алёшу отправили поймать одного разбойника. Но Попович, когда со злодеем встретился, решил с ним выпить. Повеселились, погуляли, преступник сбежал, а Алёша с больной головой вернулся к Ильи и Добрыне. Муромец там ему давал наставление, чтобы не пил вина, да и, вообще, всегда был в здравом уме.

2. Однажды на пиру Алёша встретил девушку, с которой хотел уединиться, как говорится, без всяких обязательств. Но об этом узнали братья красавицы, которые решили Алёшу проучить. Благо, что за сына священника вступились другие богатыри: Илья Муромец и Добрыня Никитич. Думаю. что против братьев Алёша один не сдюжил бы.

3. И, пожалуй, самая неприятная история, о которой даже вспоминать не особо хочется: Алёша однажды распустил слух, что Добрыня Никитич пал на поле боя. Все загрустили, расстроились, стали переживать. А Алёша в это время подбивал клинья ко «вдове» Добрыни. Вот это уже было совсем ни в какие ворота.

Самое интересное: не так уж важно, существовал ли Алёша Повович на самом деле, каким он был. Главное, что его образ выведен очень хорошо. Любопытно наблюдать за этим персонажем. Добрыня – понятно. Илья – ясно. А вот Алёша – это самый настоящий наш древний трикстер.