В России доставка и продажа питьевой бутилированной воды (в стеклянной и пластиковой таре, а также в 20-литровых бутылях для кулеров) регулируются законом. Для прослеживания через систему «Честный ЗНАК» такая продукция маркируется кодами Data Matrix, которые в дальнейшем необходимо сканировать на каждом этапе оборота (от производственного цеха до передачи покупателю). Это накладывает обязательства на участников рынка. А разобраться с новыми требованиями, выбрать оборудование и грамотно организовать работу курьеров поможет эта статья.
Как продавать маркированную воду с доставкой
Национальная система «Честный ЗНАК» была создана, чтобы исключить возможность появления в продаже поддельных товаров. Для этого производителей обязали наносить на свою продукцию специальные коды Data Matrix, сканирование которых позволяет подтвердить подлинность реализуемых изделий и зафиксировать сведения об их перемещении в центральной базе данных. Появление таких норм потребовало от предпринимателей автоматизировать бизнес-процессы на складах и в магазинах, а с 2023 года появились нововведения, регулирующие работу курьерской службы.
БЫЛО. Кассовый чек мог быть сформирован заранее (при оформлении заказа), а после совершения доставки отправлен покупателю на электронную почту. При этом коды маркировки размещались исключительно на самих товарах.
СТАЛО. Необходимо отражать коды Data Matrix с каждой отдельной единицы товара в кассовом чеке. В связи с этим курьеры должны сканировать маркировку непосредственно перед передачей продукции покупателю.
Таким образом, возможность создавать чек на этапе получения клиентского заказа или во время погрузки его в автомобиль отпала. Даже при условии сканирования маркировки с питьевой бутилированной воды еще на складе, курьеру пришлось бы вручную отбирать именно те позиции, коды которых указаны в чеке. В результате таких изменений в работе возникла необходимость в автоматизации — «вооружении» сотрудников службы доставки специальным мобильным решением.
Оборудование и ПО для доставки и продажи упакованной воды
Для того чтобы продавать питьевую бутилированную воду с доставкой, нужны:
- Онлайн-касса. Портативное устройство или облачный сервис (например, АТОЛ-онлайн), предназначенный для проведения расчетных операций, регистрации продаж, сохранения данных о них, а также формирования чеков. Важно: согласно нормам, установленным Федеральным законом № 54-Ф3*, курьер в обязательном порядке должен иметь с собой онлайн-кассу, так как нужно оперативно передавать информацию о совершении продажи оператору фискальных данных и формировать чек с результатами проверки маркированных товаров. Также следует держать при себе PIN-pad, чтобы клиент имел возможность оплатить заказ банковской картой.
- Терминал сбора данных (ТСД) или устройство с функцией считывания штрих-кодов (смартфон, планшетный ПК). Электронные девайсы, предназначенные для сканирования кодов с маркированной продукции и получения быстрого доступа к информации о товарах (количество, срок годности, адрес доставки).
- Программное обеспечение. Софт с графическим интерфейсом, позволяющий в удобной и доступной для понимания форме осуществлять рабочие операции, связанные с доставкой и продажей товаров, в том числе обеспечивающий оформления чека и обмен данными с учетной системой предприятия.
Следует знать: курьерам не рекомендуется использовать для считывания штрихкодов смартфоны или планшеты. Дело в том, что такие устройства не могут похвастаться надежностью при совершении рабочих операций. Они не обладают специальным сканером, а используемая вместо него камера (в большинстве случаев) не позволяет считывать маркировку при низком освещении. Кроме того, смартфоны не защищены от физических воздействий (например, от падений), а заряд аккумулятора зачастую тратится на операции, никак не связанные с профессиональной деятельностью курьера. Поэтому правильным будет использование защищенных ТСД, на которые установлены только рабочие программы.
Приложение для доставки маркированной воды: универсальный софт DM.Доставка
DM.Доставка — это российское приложение, разработанное для ТСД на базе Android. Оно позволяет руководителю компании контролировать деятельность доставщиков, а также автоматизирует рабочие процессы для самих курьеров. С помощью программы можно:
- настраивать логистику с учетом дорожной ситуации;
- отслеживать передвижения курьеров на электронной карте в режиме онлайн;
- выставлять приоритеты заказам и назначать ответственных за их исполнение;
- выбирать из списка текущие доставки и передавать их другим курьерам в случае необходимости (поломка транспортного средства или оборудования);
- фиксировать вывод товаров из оборота и другие операции, производимые с ним (например, отказ клиента от заказа);
- получать доступ к подробной информации для осуществления доставки (имя и адрес покупателя, наименование и количество продукции);
- принимать и регистрировать оплату с последующей отправкой чека.
Софт настроен для работы с наличной и безналичной оплатой, легко интегрируется с 1C и другими системами учета товаров, функционирует даже без подключения к интернету (собирает данные и передает их после подключения к Сети).
Важно: пользователь может оформить подписку на программу, благодаря чему она не будет привязана к одному устройству. Это полезно, если компания привлекает к работе временных курьеров с собственными мобильными устройствами.
Приложение DM.Доставка — готовый инструмент для курьеров, доставляющих питьевую бутилированную воду.