Найти в Дзене

Атрибуция. Авторская речь. Пунктуация в диалогах

Привет, друзья! Сегодня поговорим о книгах. Точнее - о редактуре, которую я традиционно именую рыдактурой. В спорах о пунктуации при оформлении диалогов сломано столько копий, что, наверное, не снилось и монгольской Орде. Однако ошибки никуда не делись. Почему? Как мне кажется, не только потому, что многие авторы не вникают в нюансы правописания, но и потому, что конкретно тему пунктуации в диалогах можно охарактеризовать фразой «не всё так однозначно». Будучи дотошным маньяком, я, конечно, хочу, чтоб у меня в книжках всё было грамотно. Но, будучи при этом ещё и чукчей-нефилологом, я тоже допускаю косяки по незнанию тех самых нюансов. Сегодня я зацепилась за тему атрибуции. «О, - подумала я, читая статью, - интересно, чего это за зверь такой и как с ним быть? Пойду-ка я прогуляюсь по справочникам». Больше полезного, интересного и интерактивного, как всегда, в моей группе: обзоры книг и локаций, новинки, игры, отзывы на букблогеров и многое другое. И вот тут меня ждал сюрприз. На тему а
Оглавление

Привет, друзья! Сегодня поговорим о книгах. Точнее - о редактуре, которую я традиционно именую рыдактурой.

В спорах о пунктуации при оформлении диалогов сломано столько копий, что, наверное, не снилось и монгольской Орде. Однако ошибки никуда не делись. Почему? Как мне кажется, не только потому, что многие авторы не вникают в нюансы правописания, но и потому, что конкретно тему пунктуации в диалогах можно охарактеризовать фразой «не всё так однозначно».

Будучи дотошным маньяком, я, конечно, хочу, чтоб у меня в книжках всё было грамотно. Но, будучи при этом ещё и чукчей-нефилологом, я тоже допускаю косяки по незнанию тех самых нюансов.

Сегодня я зацепилась за тему атрибуции. «О, - подумала я, читая статью, - интересно, чего это за зверь такой и как с ним быть? Пойду-ка я прогуляюсь по справочникам».

Больше полезного, интересного и интерактивного, как всегда, в моей группе: обзоры книг и локаций, новинки, игры, отзывы на букблогеров и многое другое.

И вот тут меня ждал сюрприз. На тему атрибуции почти не нашлось заслуживающих доверия источников (бесчисленные однотипные статьи таких же чухча-редакторов с тремя ошибками в двух словах я как-то не могу счесть авторитетными). Однако я выцепила несколько публикаций, ссылающихся в том числе на труды Розенталя и Лопатина, и вот что имею из этого вынести.

Что такое атрибуция и как её оформлять?

Атрибуция – это слова, поясняющие речь персонажа. Сказал, шепнул, заорал, промямлил, вякнул и тому подобное. Атрибуция также указывает на того, кто именно говорит, то есть поясняет, кому принадлежит реплика.

Порядок слов в атрибуции – инверсионный. Не "он сказал", а "сказал он".

Атрибуция следует сразу за словами персонажа, на той же строке, без вынесения на новый абзац.

Пунктуация при атрибуции - в полной версии статьи >>>

Что такое авторская речь и как её оформлять?

От атрибуции следует отличать авторскую речь. Грамматически это разные конструкции, и пунктуация здесь тоже разная.

-2

Авторская речь – это слова, которые непосредственно не поясняют, кто и как говорит, а лишь дополняют диалог. Авторская речь не указывает на автора реплики, а описывает его действия в данный момент. Она представляет собой отдельное предложение, в котором может происходить что угодно. Например:

– Пипец.
Он хлопнул себя по лбу.

Порядок слов в авторской речи – прямой. Да, можно встретить вариант:

– Пипец.
Хлопнул он себя по лбу.

И даже:

– Пипец, – хлопнул он себя по лбу.

Но это неверно.

Пунктуация при авторской речи - в полной версии статьи >>>

Что делать, если есть и атрибуция, и слова автора?

Часто бывает так, что в диалогах присутствует и атрибуция, и слова автора. Предположим, у нас такой текст:

– Пипец, – пробубнил Редактор. Хлопнул себя по лбу и заварил чаёк.

Или такой:

– Пипец, – пробубнил Редактор и хлопнул себя по лбу.

Как поступить? Попробуем разобраться.

В первом примере всё относительно просто. «Пробубнил Редактор» характеризует речь персонажа и указывает на того, кто говорит, то есть это атрибуция. Вторая реплика - «Хлопнул себя по лбу и заварил чаёк» - это уже авторская речь, она идёт отдельным предложением. Вопрос в том, нужно ли здесь авторскую речь выносить на новый абзац?

Тут мы переходим от сухих скучных норм к такому моменту как целесообразность, которая часто и создаёт те самые исключения, имеющиеся в любом правиле. Вообразите диалог:

– Пипец, - пробубнил Редактор.Хлопнул себя по лбу и заварил чаёк.– То есть нам придётся прочесть все тридцать три страницы?

Интересно, кто же произнёс вторую реплику? Тот же персонаж, что и первую, или уже другой? Если следовать правилам, то придётся написать наш диалог именно так, сломав мозг читателю. Но представим, что мы – тот самый филологический чухча, который ни сном ни духом об атрибуции и просто пилгэ свой роман. Он напишет так:

– Пипец, – пробубнил Редактор. Хлопнул себя по лбу и заварил чаёк. – То есть нам придётся прочесть все тридцать три страницы?

И будет прав. А его читатели сохранят здравый рассудок и нить повествования. А это, между прочим, самое важное.

Во втором примере атрибуция расширена - к основной атрибутивной конструкции «пробубнил Редактор» добавлены уточняющие действия «хлопнул себя по лбу».

– Пипец, – пробубнил Редактор и хлопнул себя по лбу.

То есть это всё ещё атрибуция, просто чуть более жирненькая. Поэтому и оформляется она так же, как все атрибуции, по правилам, перечисленным выше.

Смотрите также:
Фантдоп (фантдопущение): в чём подвох?
Как увлечь читателя с первой фразы?
Прячем уши автора: как не поломать погружение в текст

Как это всё вообще различать?!

Как понять, у нас атрибуция или слова автора? Помимо порядка слов, роль играют атрибутивные и неатрибутивные глаголы.

-3

Атрибутивные - это те, которые непосредственно описывают речь: сказал, воскликнул, крикнул, буркнул, спросил, шепнул и т.п. Неатрибутивные - все остальные, то есть описывающие не речь героя, а какие-то другие его действия.

Подробно об атрибутивных, неатрибутивных и условно-атрибутивных глаголах - в полной версии статьи >>>

Местоимения (не) к месту

Ну и наконец – пара слов о лишней атрибуции. Некоторые авторы увлекаются выпалыванием местоимений и строят конструкции вида:

– Пипец, – пробубнил.

Это неверно не только с точки зрения благозвучности и здравого смысла, но и потому, что здесь атрибутивная часть («пробубнил» - в данном случае) оказывается усеченной. То есть автор удаляет указание на того, кто именно произносит слова. А мы же помним, что задача атрибуции - как раз-таки пояснить, кому принадлежит реплика. Таким образом, автор ломает саму суть атрибутивной вставки.

-4

Вместо этого стоило бы выполоть лишнюю атрибуцию. Когда? Если и так понятно, кто говорит. Зачем? Чтобы не перегружать текст.

Сравните:

– Каждый умный человек читал букварь, – сообщила она и томно закатила глаза.

и

– Каждый умный человек читал букварь. – Она томно закатила глаза.

Здесь я не могу не послать вас почитать про плеоназм =)

Пунктуация в диалогах

Эту тему, наверное, ненавидят все, и я прекрасно понимаю и присоединяюсь. Но всё-таки давайте закончим нашу борьбу с грамматическими нюансами, раз уж начали.

Давайте посмотрим, как быть со знаками препинания после атрибуции. Тут камень преткновения в том, ставится ли после неё точка или запятая и, соответственно, с прописной или строчной буквы начинается вторая часть реплики.

-5

Когда речь героя разорвана, то здесь работает одно простое правило. Если первая часть реплики представляет собой законченное предложение, то после атрибутивной вставки идёт точка и вторая часть реплики начинается с прописной буквы. Законченное предложение может иметь в конце вопросительный или восклицательный знак - независимо от этого, вторая часть начнётся с прописной буквы.

Например:

– Каждый умный человек читал букварь, – сообщила она. – Даже если он делал это в десятом классе, всё равно считается.

Если же реплика разорвана атрибуцией и первая часть этой реплики представляет собой незаконченное предложение, то после атрибуции ставится запятая, а реплика продолжается со строчной буквы:

– Я считаю, – прошептал он, – что нам тоже давно пора это сделать.

Нюансы и наглядная таблица различий между атрибуцией и авторской речью + полезные схемы - в полной версии статьи >>>

------------------------------

Благодарю за внимание! Друзья, понравилась публикация? Ставьте лайки, жмите "поделиться"! С чем-то не согласны? Высказывайтесь в комментариях! И, конечно, подписывайтесь - чтобы я могла радовать вас новыми интересными материалами!

Меня зовут Лидия. Я автор-фантаст и заядлая путешественница. Здесь публикую мои рассказы и тизеры романов (фантастика, мистика, киберпанк), фото популярных мест и заброшек, обзоры книг, полезные статьи и многое другое.

Давайте путешествовать вместе – в реальности и за ее пределами!