Порой серьёзное знание приходит от совершенно обычных, привычных и незатейливых вещей. Однажды ты, как сотни раз до этого, идешь в свою кофейню, берешь кофе, находишь в сквере свободный столик, ставишь кофе, чтобы достать телефон, и вдруг замечаешь крайне странный рисунок на кофейном стаканчике.
Никаких слоганов, ободряющих фраз, рекламы кофейных брендов, а какой-то босой, нищий не то старик, не то мальчишка. Руки за спиной, как у заключенного, опущенные плечи — кто это? Не может же быть, чтобы рисунок был бессмыслицей? Тем более некрасивой. Ты фотографируешь его, ищешь картинку в Яндексе и вдруг понимаешь, насколько многого ты еще не знал о мире, в котором живешь уже несколько лет.
Его зовут Хандала. Он не старик. Он мальчик 10 лет. Его имя — от арабского хандаль — названия одного из самых стойких жителей пустыни. Колоцинт, горький арбуз — его корни уходят так глубоко, что он выживает и плодоносит даже в самые засушливые годы.
Хандала родился в 1969 году, но ему по-прежнему 10 лет. Он таким родился и не растет. Не может расти, пока его родина Палестина под властью непалестинцев и дорога на ее землю Хандале закрыта.
Его "папа" — Наджи аль-Али, человек, которого называют величайшим карикатуристом Палестины и, вероятно, самым известным карикатуристом в арабском мире. Хандала — это он сам, в 1948 году в возрасте 10 лет испытавший на себе всю беду Накбы (палестинского Исхода около 725 тысяч палестинских арабов, изгнанных из своих домов и со своей земли вообще).
Аль-Али был непримирим в отношении как Израиля, так и палестинских и иных арабских политиков, и лезущих в арабские дела США. Невозможно сказать, какое количество людей им восхищались, о какое — ненавидели. Он не уживался и не находил покоя ни в одной из стран, по которым скитался. Ливан от лагеря беженцев до Бейрута, Саудовская Аравия, Кувейт, Лондон, опять Кувейт, опять Лондон.
Мутный Лондон, в котором так легко стереть человека из жизни, инсценировав удобную для политиков версию. Наджи аль-Али закончил там свою жизнь от пули… неизвестно кого. Произошло это в 1987 году, виновными объявлены палестинцы из ООП. Правда, потом они "чистосердечно" признались, что работали и на Моссад тоже. Скандал Британии с Израилем случился знатный, дело было закрыто, через 30 лет открыто опять...
Иорданка Надин Ризик: "Израиль не так боится тех, кто держит оружие, как тех, кто держит перо".
А Хандала живет, став национальным символом и олицетворением палестинского народа и его сопротивления. Начиная с 1978 года (с соглашения в Кэмп-Дэвиде) аль-Али всегда рисовал его с руками за спиной в знак отказа от признания этих соглашений.
Теперь вы узнаете Хандалу, если увидите его изображение где-то в арабском мире. Да и не только арабском, палестинцы после Накбы рассеяны по миру, но боль и горечь у них общая.
Для тех, кто все еще читает, не закрыв "скучную" статью, прямая речь Наджи аль-Али о Хандале:
- Я нарисовал его некрасивым ребенком; его волосы словно волосы ежа, который использует свои иглы как оружие.
- Его руки сцеплены за спиной в знак протеста тогда, когда решения представляются нам по-американски.
- Хандала был рожден десятилетним, и он навсегда останется таковым. В этом возрасте я оставил свою родину, а когда он вернется, Хандале все еще будет десять, и тогда он начнет взрослеть. Законы природы на него не действуют. Он уникален. Все снова станет нормальным, когда вернется родина.
- Я представил его бедным и дал ему имя Хандала как символу горечи.
- Сначала он был палестинским ребенком, но его сознание развилось до национального, глобального и человеческого.
Спасибо всем, кто дочитал и кто не безразличен! " Ваш лайк под статьей — как знак того, что мы понимаем друг друга.