Найти тему

Бизнес-команда

Эта статья посвящена бизнес – команде. С одной стороны, это, пожалуй, один из самых употребляемых в последние годы терминов. С другой стороны, под «командой» разные люди понимают очень разные вещи.

Бизнес-команда, часть 1
Бизнес-команда, часть 1

«Команда – это удивительное, непонятное, переменчивое, трагикомичное, создающее ценности человеческое создание» (Robbins & Finly).

Что такое бизнес-команда?

Любая организация состоит из людей, объединенных в рабочие группы (отделы, подразделения, бригады) и реализующих определённые цели. Развитие любой такой группы происходит одновременно в двух сферах: в области личных отношений и в области делового взаимодействия.

Если в подразделении «гражданская война», то работы там не будет. Если отношения прекрасные, но люди не умеют работать вместе, то смысла в этом подразделении тоже немного. Важно, чтобы и социальная, и бизнес–система работали гармонично.

Команда - это группа людей, объединенных совместной целью и деятельностью, и стабильно добивающихся выдающихся результатов за счёт высокого уровня командной сплоченности и компетентности.

Когда нужна команда?

Команда – это инструмент для достижения выдающихся результатов.

До тех пор, пока компанию устраивает среднестатистическая результативность подразделения (1+1+1=3, результат группы равен сумме результатов её членов), руководитель может пренебречь специальными «командообразующими» процессами. Достаточно не допускать в подразделении явно деструктивных конфликтов.

Вопрос о формировании команды встаёт, когда поставленную цель невозможно достичь в одиночку или в составе группы. Тогда возникает необходимость в синергии (1+1+1=5, командный результат превосходит сумму вкладов отдельных участников). Выражаться синергия может как в количественных (сделали намного больше), так и в качественных показателях (например, с точки зрения надежности или уникальности).

Виды команд в бизнесе

Управленческая команда – группа топ-менеджеров и/или владельцев организации, включенных в реальный процесс выработки стратегии и принятия решений по ее реализации. В подавляющем большинстве российских (и не только российских) компаний управленческая команда состоит из 1–3 человек.

Проектная команда - группа, созданная из специалистов разных подразделений и различного профиля для реализации актуального проекта. После его завершения команда прекращает свое существование.

Команда процесса – группа, состоящая из представителей разных функциональных подразделений, объединенных общим бизнес–процессом и задачами. Например, юридическая служба компании, состоящей из нескольких подразделений, территориальная торговая команда, сотрудники небольшого филиала и т.п.

Функциональная команда («командный остров») - сотрудники функционального подразделения, объединённые общими целями и деятельностью. Примеры: коммерческая служба, команда сервисного центра и т. д. Если численность подразделения превышает 15–20 человек, то практически всегда внутри него образуются «подкоманды» - звенья, отделы и т.п.

Вы наверняка уже поняли, что один и тот же человек в организации является обычно членом нескольких команд, выполняя в каждой различные роли.

Продолжение во второй части статьи, где мы расскажем о групповых процессах, составных частях команды, а также роли лидера в команде.