Налоговая служба начала подготовку к созданию нового механизма привлечения к ответственности за налоговые преступления.
Обстоятельства последних громких дел о неуплате налогов могут получить продолжение в виде значительного ускорения процесса фиксации и оформления выявляемых налоговыми органами нарушений.
В открытых источниках информации появились сведения о том, что ФНС России начала работу по подготовке изменений в законодательство, позволяющих передавать материалы, полученные в ходе налогового контроля, в следственные органы в ускоренном режиме.
Что это значит и для чего это нужно хорошо объясняют последние события с налоговыми претензиями к некоторым «известным» и «высокооплачиваемым» интернет-предпринимателям. Для гарантированного и ускоренного пополнения бюджета на значительные суммы налоговых платежей налоговые и следственные органы в ускоренном режиме «обсчитали» неправомерную налоговую экономию известных «блогеров» и подобных им деятелей, заработавших за прошедшие налоговые периоды суммы, значительно превышающие выручку многих производственных предприятий.
Рентабельность таких «интернет доходов» по сравнению с производственной деятельностью, да и любым малым бизнесом, несопоставима, а значит, и налоговая нагрузка должна была быть серьезной. Однако, серьезной налоговой нагрузки у «интернет миллиардеров» явно не наблюдалось, что и стало причиной для массированного налогового контроля и уголовного преследования за неуплату налогов.
Как уже всем известно, уголовные дела были возбуждены. Этот факт подтверждается следственными действиями по месту проживания обвиняемых, а также решениями судов об избрании в отношении них меры пресечения. При этом интересным является тот факт, что не разглашаются сведения о том на основании каких именно материалов налоговых органов и в рамках какой процедуры их передачи следствию, были возбуждены уголовные дела по так называемым «инфоциганам».
Почему возникли задолженности по налогам, в целом понятно. Обвиняемые или вообще забывали задекларироваться по налогам, или намеренно, без наличия законных оснований, организовывали свою деятельность таким образом, чтобы платить только налоги, предусмотренные упрощенной системой налогообложения. А это от шести до одного процента с полученных доходов (в зависимости от региона постановки на налоговый учет).
Очевидно, что «интернет деятелям» в большей части была вменена неуплата налогов в связи с применением схемы незаконной налоговой оптимизации – «дробление бизнеса». В последние несколько лет это один из основных «кейсов» контрольной работы ФНС России, уже позволивший «дособирать» серьезные суммы налогов в бюджет.
Про то как правильно, а значит безопасно экономить на налогах организовывая структуру своего бизнеса, а также про алгоритмы работы налоговых органов в направлении выявления схем незаконной налоговой оптимизации с помощью искусственного дробления бизнеса и сложившуюся по данному вопросу судебную практику, можно прочитать в большой статье - "Дробление бизнеса"
Возвращаясь к событиям вокруг огромных интернет доходов, скрытых от налогообложения, стоит обратить внимание на вопрос о том, как материалы, собранные налоговиками, оказались в распоряжении следственного органа. Этот вопрос до конца не раскрыт и широко не освещен. Если быть точнее, до конца не известны и не понятны процессуальные основания для проведения доследственной проверки (всегда предшествующей возбуждению уголовного дела) по этим материалам налоговых органов.
Чтобы уголовное дело было возбуждено, следственному органу недостаточно просто «найти» коробку с документами. Основанием для возбуждения уголовного дела, согласно требования УПК РФ, является либо заявление о признаках преступления, либо такое же сообщение, имеющее соответствующее процессуального происхождение и оформление.
Что это значит в вопросе о налоговых правонарушениях: согласно положениям Федерального закона № 51-ФЗ от 09.03.2022 г. следственный орган может возбудить уголовное дело после завершения налоговой проверки и оформления ее результатов решением о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Такое решение после его вынесения налоговой инспекцией вступает в силу (если не обжаловано) через месяц. И, как предусмотрено п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течении 75 дней оно не оплачено, может быть вместе с доказательствами передано в следственный орган. Далее уже и до возбуждения уголовного дела остается не далеко.
Однако у данного законодательно закрепленного порядка есть серьезный временной недостаток. Как быстро бы не работали налоговые органы, уложиться хотя бы в пять месяцев с начала проверки до передачи материалов следователю не получиться. И это при условии, что проверяемый налогоплательщик ни с чем не спорит, т.е. ничего не обжалует. Если «объект проверки» пытается защищаться и спорит в начале с актом проверки, а потом и с решением, время до его встречи со следователем может легко растянуться и до одного года (а бывает и больше).
Подобная процедура на законодательном уровне установлена не случайна. Потенциальному обвиняемому предоставляются правовые возможности защищаться от надуманных или спорных претензий. Хотя многие используют эту возможность для элементарного затягивания момента привлечения к ответственности.
Есть еще одни важный аспект в этом вопросе. Наличие налогового правонарушения необходимо не только установить по ряду признаков и доказательств, но и правильно рассчитать возникающие в результате налоговые последствия. При определении реальных налоговых обязательств проверенного налогоплательщика (сколько недоплачено налогов) возникает много споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Так как вероятность возбуждения уголовного дела или его фактическое возбуждение являются серьезным аргументом для погашения налоговой задолженности (полное погашение приводит к отказу в уголовном преследовании), налоговые органы, конечно, ориентированы на наиболее быструю передачу своих материалов следователю.
Для того чтобы обойти требования вышеприведенного закона и ст. 32 НК РФ, материалы следствию в некоторых случаях передаются в порядке п. 3 ст. 82 НК РФ. Этим пунктом предусмотрено, что налоговые, правоохранительные и следственные органы могут обмениваться появившейся у них информацией о нарушениях законодательства о налогах и сборах. К такому способу не раз возникал ряд правовых вопросов, зачастую приводящих к разбирательствам в суде. Требования уголовно-процессуального и налогового законодательства ограничивают возможность возбуждения уголовного дела по незавершенной или полностью не оформленной налоговой проверки.
Налоговая служба, похоже, учитывает все вышеизложенное, а также исходит из реалий сегодняшнего дня, требующих ускорить процесс взыскания недоплаченных налоговых платежей, а не предоставлять налогоплательщику, заподозренному в недоплатах, год на раздумье.
Проявляя инициативу для законодательного изменения порядка возбуждения уголовного дела за неуплату налогов ФНС России считает, что поводом для применения ускоренного порядка возбуждения уголовного дела (скорее всего без окончательного решения, а по некому сообщению или обращению) должно стать отсутствие у налогоплательщика намерения добровольно возместить ущерб.
Доказательствами отсутствия такого намерения у налогоплательщика скорее всего станут сведения, добытые налоговиками, о попытках проверяемого лица «спрятать» активы и деньги переведя их в другие руки, а может и скрыться самому.
Когда будет введен в действие новый порядок передачи налоговых материалов в следственный орган и произойдет ли это вообще, пока не ясно. Но если, это неизбежно, вопрос о том, насколько полно и объективно будет собираться доказательная база и насколько точно в такой ситуации будут рассчитывать суммы недоплаченных налогов, пока остается открытым.
Если Вы не согласны с актом налоговой проверки, наши специалисты помогут эффективно его обжаловать. Реально низкая стоимость, индивидуальные решения, основанные на проверенных практических примерах. Возражения на акт налоговой проверки - реальный шанс отбиться от налоговых претензий налоговиков.