Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Длиннодревковые дао. От теории - к практике!

Большинство занимающихся современным ушу в качестве длинно древкового оружия обычно знают гуаньдао, при этом даже не представляя, что это неправильно название для яньюэдао (偃月刀 Yǎnyuèdāo).

Однако весь цинизм практики современных таолу с этим оружием в том, что это оружие обычно было либо церемониальным, либо использовалось во время различных выступлений. Например, ритуальных или развлекательных - во время регулярных храмовых ярмарок Старого Китая. При храме Гуан-ди это и сейчас в порядке вещей.

Благодаря военачальнику Гуань Юю (关羽 Guān Yǔ, ? - 220) и роману «Троецарствие» алебарда яньюэдао сейчас хорошо известна: Гуань Юй стал олицетворением Божества Войны, и в его многочисленных храмах по всей стране он всегда с этим своим атрибутом, который по его имени так и называют - гуаньдао (关刀 guān dāo). Храм Гуан-ди (关帝庙 Guān dì miào) стал важной частью традиционной китайской культуры и был тесно связан с повседневной жизнью в Старом Китае. В традиционной среде он был так же известен, как и Конфуций. И «совершенно мудрый гражданских [культурных] искусств» (文圣人 wén shèngrén) с «гениальным знатоком военного дела» (武圣关公  wǔshèng guāngōng) составляют традиционную пару Инь и Ян, их храмы обычно располагались практически друг напротив друга или рядом. На фото храм в Цзинчжоу, построенный в 1396 году на месте павильона, где Гуань Юй жил в течении 18 лет, охраняя этот древний город.
Благодаря военачальнику Гуань Юю (关羽 Guān Yǔ, ? - 220) и роману «Троецарствие» алебарда яньюэдао сейчас хорошо известна: Гуань Юй стал олицетворением Божества Войны, и в его многочисленных храмах по всей стране он всегда с этим своим атрибутом, который по его имени так и называют - гуаньдао (关刀 guān dāo). Храм Гуан-ди (关帝庙 Guān dì miào) стал важной частью традиционной китайской культуры и был тесно связан с повседневной жизнью в Старом Китае. В традиционной среде он был так же известен, как и Конфуций. И «совершенно мудрый гражданских [культурных] искусств» (文圣人 wén shèngrén) с «гениальным знатоком военного дела» (武圣关公 wǔshèng guāngōng) составляют традиционную пару Инь и Ян, их храмы обычно располагались практически друг напротив друга или рядом. На фото храм в Цзинчжоу, построенный в 1396 году на месте павильона, где Гуань Юй жил в течении 18 лет, охраняя этот древний город.
С этой алебардой яньюэдао связана интересная история. В 208 году на территории современной провинции Хубэй, но ещё в конце династии Восточная Хань, Гуань Юй разместил свои войска у подножия горы Фуху. Так как воды не хватало, по легенде он воткнул свою алебарду в землю, и из открывшегося родника хлынула вода. Позднее, в годы империи Сун, в память об этом событии здесь построили храм Чжуодаоцюань - «Храм источника воткнутого меча-дао» (卓刀泉寺 Zhuōdāo quán sì).
С этой алебардой яньюэдао связана интересная история. В 208 году на территории современной провинции Хубэй, но ещё в конце династии Восточная Хань, Гуань Юй разместил свои войска у подножия горы Фуху. Так как воды не хватало, по легенде он воткнул свою алебарду в землю, и из открывшегося родника хлынула вода. Позднее, в годы империи Сун, в память об этом событии здесь построили храм Чжуодаоцюань - «Храм источника воткнутого меча-дао» (卓刀泉寺 Zhuōdāo quán sì).

Однако на поле боя гуаньдао - особо не встречалось. Как уже говорили ранее, армейским оружием было мэйцзяньдао (眉尖刀 méi jiāndāo), близкая родня японской нагинаты. Однако это оружие времен империи Сун (960-1279), в годы последующей Мин (1368-1644) Чэн Цзыи в своей работе «Основы военной подготовки» упоминает лишь два вида армейского оружия: дадао (大刀 dàdāo) и чжаньмадао (斩马刀 Zhǎn mǎdāo).

Некоторые коллеги по цеху ставят знак равенства меж дадао и гуаньдао, игнорируя некоторые уникальные признаки. Хотя тоже верно, что любое длинно древковое оружие с однолезвийным клинком можно назвать обобщающе как "дадао". Если это не топор, конечно! :) Обратите внимание на общий конструктивный элемент: на торце древка устанавливали специальный наконечник-противовес (鐏 zùn), используемый для атаки противника. А вот у оружия, о котором будет речь ниже, такое не было предусмотрено. По разным, довольно объективным причинам.. :)
Некоторые коллеги по цеху ставят знак равенства меж дадао и гуаньдао, игнорируя некоторые уникальные признаки. Хотя тоже верно, что любое длинно древковое оружие с однолезвийным клинком можно назвать обобщающе как "дадао". Если это не топор, конечно! :) Обратите внимание на общий конструктивный элемент: на торце древка устанавливали специальный наконечник-противовес (鐏 zùn), используемый для атаки противника. А вот у оружия, о котором будет речь ниже, такое не было предусмотрено. По разным, довольно объективным причинам.. :)

Однако сегодня мы отложим на некоторое время в сторону армейское оружие и поговорим про действительно народный образчик, атрибут героев Мира Цзянху. Речь про алебарду шуаншоудай, знаменитую в годы Цин (1644-1912). Это близкий родственник японского нагамаки.

Из-за высокой популярности в Мире Цзянху, изготовление и хранение такого оружия в итоге запретили, легитимным оставили только «поясной меч», о чём нам пишет в своей хронике знаменитый ученый и географ Сюй Сун (1781-1848). Хотя уже в «Истории династии Сун» пишут про указ 1035 года о запрете жителям Гуннаня покупать такое оружие, а мастеровым - изготавливать (конкретно упомянут именно 博刀 bó dāo). Ибо многие разбойники на юге страны были вооружены такими мечами, а запретить вообще просто ковать что-либо ножеподобное было нереально. Пока.

Есть еще упоминание в сборнике черновиков по уголовному праву времен Сун (宋會要輯稿·刑法 Sòng huì yào jí gǎo·xíngfǎ), что суд снова приказал запретить использование и ковку бодао на седьмом году правления императора Хуэйцзуна, восьмого императора империи Сун. Правил в 1100 - 1126 годах.

Забавно, что этот самый «меч, носимый за поясом» (腰刀 yāodāo) и был по сути «полуфабрикатом» в народной среде для быстрого и несложного изготовления шуаншоудай: разобрали рукоятку и вместо неё быстро присобачили небольшое древко. А потом, при необходимости, быстро вернули в исходное состояние. Рукоятку часто подбирали из того что было под рукой, её потом было не жалко и выкинуть! И про набалдашник на торце - особо не замарачивались, иная техника была. Есть кстати байка в «Повествовании об истории Пяти династий» (五代史平話 wǔdài shǐ pínghuà), где герой прячет древко в дровах, а клинок.. в штанах!
Забавно, что этот самый «меч, носимый за поясом» (腰刀 yāodāo) и был по сути «полуфабрикатом» в народной среде для быстрого и несложного изготовления шуаншоудай: разобрали рукоятку и вместо неё быстро присобачили небольшое древко. А потом, при необходимости, быстро вернули в исходное состояние. Рукоятку часто подбирали из того что было под рукой, её потом было не жалко и выкинуть! И про набалдашник на торце - особо не замарачивались, иная техника была. Есть кстати байка в «Повествовании об истории Пяти династий» (五代史平話 wǔdài shǐ pínghuà), где герой прячет древко в дровах, а клинок.. в штанах!

Зачем это делали? Да всё просто! Чтобы увеличить свои потенциальные возможности!

В «Золотую эпоху ушу», да и потом, был популярен трактат времен империи Мин фехтовальщика У Шу (吴殳 Wú Shū, 1610-1694) «Шоубилу» (手臂录 shǒubì lù), к которому восходит популярная в Мире ушу максима:

На цунь длиннее - на цунь сильнее
一寸长一寸强
yīcùn cháng yīcùn qiáng

И вышеупомянутая несложная модификация позволяла получить некоторое превосходство над оппонентами с обычным дао, а также повысить шансы в противостоянии с копьём. Напомню, именно копье было царицей полей. Как в армии, так и в деревенском или храмовом ополчении.

Сейчас обычно объединяют в одну категорию шуаншойдай и пудао (朴刀 рǔ dāo), бодао (播刀 bō dāо) и так далее, хотя есть и мнение, что первоначально это было несколько разное оружие. Как минимум, отличавшееся длиной древка и формой клинка. Но об этом - ниже. С другой стороны, есть мнение, что шуаншоудай - это переделка из поясного дао (что отражено в названии), а для пудао клинок ковали специально. Формально их иногда считают развитием чжэкудао (着袴刀 zhekùdāo), у которого кольцо использовалось для ношения на поясе, но кто в здравом уме станет на поясе носить такую оглоблю?!
Сейчас обычно объединяют в одну категорию шуаншойдай и пудао (朴刀 рǔ dāo), бодао (播刀 bō dāо) и так далее, хотя есть и мнение, что первоначально это было несколько разное оружие. Как минимум, отличавшееся длиной древка и формой клинка. Но об этом - ниже. С другой стороны, есть мнение, что шуаншоудай - это переделка из поясного дао (что отражено в названии), а для пудао клинок ковали специально. Формально их иногда считают развитием чжэкудао (着袴刀 zhekùdāo), у которого кольцо использовалось для ношения на поясе, но кто в здравом уме станет на поясе носить такую оглоблю?!

Для сравнения: так выглядит шуаншоудай из «Иллюстраций ритуальной утвари царствующей династии» (皇朝礼器图式 Huángcháo lǐ qì tú shì), где подробно записаны данные различного холодного оружия династии Цин (1644-1912). Здесь мы видим, что «уставное оружие» отличается от народного. П сути дела, это обычный двуручный «поясной меч-дао».
Для сравнения: так выглядит шуаншоудай из «Иллюстраций ритуальной утвари царствующей династии» (皇朝礼器图式 Huángcháo lǐ qì tú shì), где подробно записаны данные различного холодного оружия династии Цин (1644-1912). Здесь мы видим, что «уставное оружие» отличается от народного. П сути дела, это обычный двуручный «поясной меч-дао».
Пудао начали широко использовать в конце династии Цин. В период Небесного Царства тайпинов многие люди в их использовали алебарду, также известную как «тайпиндао».
Пудао начали широко использовать в конце династии Цин. В период Небесного Царства тайпинов многие люди в их использовали алебарду, также известную как «тайпиндао».
Разнообразие тайпиндао. Здесь, в общем, хорошо видно отличие этих кованных пудао от поясного дао, насаженного на древко.
Разнообразие тайпиндао. Здесь, в общем, хорошо видно отличие этих кованных пудао от поясного дао, насаженного на древко.
Принципиальное отличие: у деревенского шуаншоудай длина рукояти сопоставима с длиной клинка, вместе они образуют оружие длиной до полутора метра. Ну и кольцо опять же на торце древка - это сейчас стандартная составляющая.
Принципиальное отличие: у деревенского шуаншоудай длина рукояти сопоставима с длиной клинка, вместе они образуют оружие длиной до полутора метра. Ну и кольцо опять же на торце древка - это сейчас стандартная составляющая.
Однако техника «поясного двуручного меча-дао» довольно сильно отличается от народного шуаншоудай. Один китайский специалист высказал интересное мнение: отличие в том. что у двуручного меча кисти не двигаются обычно по длине рукояти, а у длинно древкового - наоборот. А вот народный шуаншоудай - это среднее меж ними.
Однако техника «поясного двуручного меча-дао» довольно сильно отличается от народного шуаншоудай. Один китайский специалист высказал интересное мнение: отличие в том. что у двуручного меча кисти не двигаются обычно по длине рукояти, а у длинно древкового - наоборот. А вот народный шуаншоудай - это среднее меж ними.

То есть по сути, это разное оружие, народная традиция, вероятно, просто заимствует легальное название для запрещенного указами оружия.

Китайский ополченец с алебардой. И кольца на древке - нет.
Китайский ополченец с алебардой. И кольца на древке - нет.

Современная народная традиция фехтования с этим оружием отсылает истоки возникновения к героям «Речных заводей». Как известно, свою базу держали в Ляншаньбо, что в провинции Шаньдун. Именно в этой провинции до сих пор популярен шуаншоудай.

-12

В «Речных заводях», в главе 60, рассказывается как Лу Цзюньи (卢俊义 Lú Jùnyì), собираясь на бой с героями Ляншаньбо, изготавливает подобное оружие из подручных материалов:

Итак, четыре подводы с флажками отправились вперед, а за ними двигалось еще шесть. Ли Гу и все остальные с рыданиями вынуждены были подчиниться Лу Цзюнь-и. А он вынул свой меч, крепко, тремя узлами, прикрепил его к своей палице и, быстро догнав подводы, зашагал по направлению к Ляншаньбо. Они продвигались вперед по извилистой горной дороге. Спутники его с каждым шагом все больше и больше испытывали страх. Но Лу Цзюнь-и ни на что не обращал внимания и шел очень быстро.
«Речные заводи» в переводе А.П. Рогачева.

Однако отличный классический перевод опускает по обыкновению всю ушуистскую специфику. В оригинале мы видим, что герой достает пудао (!) и прикрепляет его тремя застежками к дубинке (杆棒 gǎnbàng):

盧俊義取出朴刀,裝在杆棒上,三個了丫兒扣牢了.
 Лу Цзюньи с вышеупомянутой самодельной алебардой.
Лу Цзюньи с вышеупомянутой самодельной алебардой.

Однако было бы ошибкой считать, что современная традиция реально восходит к тем давним временам. Скорее всего она зародилась в годы Мин, а окончательно сложилась уже в Цин. Несмотря на запреты властей, а может как раз и вопреки им, это оружие становится крайне популярным в гористой Шаньдунской местности, издавна славящейся свои бандитским раздольем.

-14

Есть даже мнение, что покончить с ним смогли лишь японцы путем жесточайших репрессий среди сельского населения, опоры любой партизанщины. Хотя это маловероятно, ибо эта традиция фехтования из провинции Шаньдун успешно перенесла все запреты и невзгоды, жива и по сей день, успев даже поучаствовать во Второй Мировой войне.

Солдаты китайской армии, вооруженные алебардой шуайшоудай. Ну или пудао. Как вам больше нравится! :)
Солдаты китайской армии, вооруженные алебардой шуайшоудай. Ну или пудао. Как вам больше нравится! :)

Традиция фехтования этой алебардой органично сочетает индивидуальную работу и парные отработки. По легенде, ещё с времен династии Мин для работы в паре используют обычные шесты, длиной 1,2 или 1,5 метра. Это делает занятия сравнительно безопасными, но расслабляться - не надо! Прилететь может даже очень хорошо.

Работа с такой алебардой сильно отличается от показушного гуаньдао. Здесь всё построено максимально практично, начиная с области атак: это, в основном, лицо и шея. Ну и руки (классика, сметающая техника вдоль древка копья противника, 扫 sǎo). То есть атакуют то, что в Старом Китае традиционно было без доспеха, хотя даже плотный ватник северян непросто прорубить. С непривычки.. :)
Работа с такой алебардой сильно отличается от показушного гуаньдао. Здесь всё построено максимально практично, начиная с области атак: это, в основном, лицо и шея. Ну и руки (классика, сметающая техника вдоль древка копья противника, 扫 sǎo). То есть атакуют то, что в Старом Китае традиционно было без доспеха, хотя даже плотный ватник северян непросто прорубить. С непривычки.. :)

Технические действия в изучаемой нами методике обычно сводятся к трем основным: рубить, резать и колоть. Что интересно, движения в формальных упражнениях меняются в парной отработки - в зависимости от оружия в руках противника. Обычно подразумевается, что враг с дао или копьем. Еще есть действия против трезубца (ибо им можно было захватить, к примеру, алебарду), но это уже экзотика. Кроме того, всегда меняется цель и тип выполняемого действия. Например, после короткого рубящего (劈 pǐ) в лицо с фронта следует режущая атака в шею с боку и тому подобное. Атаки могут быть "прямыми", "диагональными" и так далее. Вариантов довольно много, техника довольно разнообразная, хотя и идет от простого к сложному.

Пример техник с этим оружием из другой школы ушу.
Пример техник с этим оружием из другой школы ушу.

Сперва сами базовые движения отрабатывают на воздухе много-много раз. Как только начинает получаться, идёт постановка удара на дереве или столбе, обмотанном веревкой. По ней можно проверять - было применено режущее или рубящее усилие, али нет!

Интересно, что в этой школе часто используется не типичное для этого оружия удержание его одной рукой...
Интересно, что в этой школе часто используется не типичное для этого оружия удержание его одной рукой...

Затем используется подвижная, подвешенная на веревке мишень. Не знаю насколько традиционно, но в наши дни к дереву или иной мишени прилепляют палки, их используют на манер "деревянного человека", отрабатывая отбив условного копья с последующей контратакой.

Если навыки уже появились, переходят в отработке в паре. Для этого используются короткие с шесты, с гардой по середине или без, на усмотрение занимающихся. С гардой, на мой взгляд, всяко лучше. Пальцы всё же свои, не чужие! :)

Основные части пудао.
Основные части пудао.

Если кому интересно попробовать - обязательно приходите к нам 21 мая 2023 года на семинар в Минске! Будет весело и познавательно. Разберем и теорию и практику, и одиночное исполнение, и в паре!

Интересно - пишите в личку, или в сообщество.

Дм. Моисеев, СПб - 2023