Большинство занимающихся современным ушу в качестве длинно древкового оружия обычно знают гуаньдао, при этом даже не представляя, что это неправильно название для яньюэдао (偃月刀 Yǎnyuèdāo).
Однако весь цинизм практики современных таолу с этим оружием в том, что это оружие обычно было либо церемониальным, либо использовалось во время различных выступлений. Например, ритуальных или развлекательных - во время регулярных храмовых ярмарок Старого Китая. При храме Гуан-ди это и сейчас в порядке вещей.
Однако на поле боя гуаньдао - особо не встречалось. Как уже говорили ранее, армейским оружием было мэйцзяньдао (眉尖刀 méi jiāndāo), близкая родня японской нагинаты. Однако это оружие времен империи Сун (960-1279), в годы последующей Мин (1368-1644) Чэн Цзыи в своей работе «Основы военной подготовки» упоминает лишь два вида армейского оружия: дадао (大刀 dàdāo) и чжаньмадао (斩马刀 Zhǎn mǎdāo).
Однако сегодня мы отложим на некоторое время в сторону армейское оружие и поговорим про действительно народный образчик, атрибут героев Мира Цзянху. Речь про алебарду шуаншоудай, знаменитую в годы Цин (1644-1912). Это близкий родственник японского нагамаки.
Из-за высокой популярности в Мире Цзянху, изготовление и хранение такого оружия в итоге запретили, легитимным оставили только «поясной меч», о чём нам пишет в своей хронике знаменитый ученый и географ Сюй Сун (1781-1848). Хотя уже в «Истории династии Сун» пишут про указ 1035 года о запрете жителям Гуннаня покупать такое оружие, а мастеровым - изготавливать (конкретно упомянут именно 博刀 bó dāo). Ибо многие разбойники на юге страны были вооружены такими мечами, а запретить вообще просто ковать что-либо ножеподобное было нереально. Пока.
Есть еще упоминание в сборнике черновиков по уголовному праву времен Сун (宋會要輯稿·刑法 Sòng huì yào jí gǎo·xíngfǎ), что суд снова приказал запретить использование и ковку бодао на седьмом году правления императора Хуэйцзуна, восьмого императора империи Сун. Правил в 1100 - 1126 годах.
Зачем это делали? Да всё просто! Чтобы увеличить свои потенциальные возможности!
В «Золотую эпоху ушу», да и потом, был популярен трактат времен империи Мин фехтовальщика У Шу (吴殳 Wú Shū, 1610-1694) «Шоубилу» (手臂录 shǒubì lù), к которому восходит популярная в Мире ушу максима:
На цунь длиннее - на цунь сильнее
一寸长一寸强
yīcùn cháng yīcùn qiáng
И вышеупомянутая несложная модификация позволяла получить некоторое превосходство над оппонентами с обычным дао, а также повысить шансы в противостоянии с копьём. Напомню, именно копье было царицей полей. Как в армии, так и в деревенском или храмовом ополчении.
То есть по сути, это разное оружие, народная традиция, вероятно, просто заимствует легальное название для запрещенного указами оружия.
Современная народная традиция фехтования с этим оружием отсылает истоки возникновения к героям «Речных заводей». Как известно, свою базу держали в Ляншаньбо, что в провинции Шаньдун. Именно в этой провинции до сих пор популярен шуаншоудай.
В «Речных заводях», в главе 60, рассказывается как Лу Цзюньи (卢俊义 Lú Jùnyì), собираясь на бой с героями Ляншаньбо, изготавливает подобное оружие из подручных материалов:
Итак, четыре подводы с флажками отправились вперед, а за ними двигалось еще шесть. Ли Гу и все остальные с рыданиями вынуждены были подчиниться Лу Цзюнь-и. А он вынул свой меч, крепко, тремя узлами, прикрепил его к своей палице и, быстро догнав подводы, зашагал по направлению к Ляншаньбо. Они продвигались вперед по извилистой горной дороге. Спутники его с каждым шагом все больше и больше испытывали страх. Но Лу Цзюнь-и ни на что не обращал внимания и шел очень быстро.
«Речные заводи» в переводе А.П. Рогачева.
Однако отличный классический перевод опускает по обыкновению всю ушуистскую специфику. В оригинале мы видим, что герой достает пудао (!) и прикрепляет его тремя застежками к дубинке (杆棒 gǎnbàng):
盧俊義取出朴刀,裝在杆棒上,三個了丫兒扣牢了.
Однако было бы ошибкой считать, что современная традиция реально восходит к тем давним временам. Скорее всего она зародилась в годы Мин, а окончательно сложилась уже в Цин. Несмотря на запреты властей, а может как раз и вопреки им, это оружие становится крайне популярным в гористой Шаньдунской местности, издавна славящейся свои бандитским раздольем.
Есть даже мнение, что покончить с ним смогли лишь японцы путем жесточайших репрессий среди сельского населения, опоры любой партизанщины. Хотя это маловероятно, ибо эта традиция фехтования из провинции Шаньдун успешно перенесла все запреты и невзгоды, жива и по сей день, успев даже поучаствовать во Второй Мировой войне.
Традиция фехтования этой алебардой органично сочетает индивидуальную работу и парные отработки. По легенде, ещё с времен династии Мин для работы в паре используют обычные шесты, длиной 1,2 или 1,5 метра. Это делает занятия сравнительно безопасными, но расслабляться - не надо! Прилететь может даже очень хорошо.
Технические действия в изучаемой нами методике обычно сводятся к трем основным: рубить, резать и колоть. Что интересно, движения в формальных упражнениях меняются в парной отработки - в зависимости от оружия в руках противника. Обычно подразумевается, что враг с дао или копьем. Еще есть действия против трезубца (ибо им можно было захватить, к примеру, алебарду), но это уже экзотика. Кроме того, всегда меняется цель и тип выполняемого действия. Например, после короткого рубящего (劈 pǐ) в лицо с фронта следует режущая атака в шею с боку и тому подобное. Атаки могут быть "прямыми", "диагональными" и так далее. Вариантов довольно много, техника довольно разнообразная, хотя и идет от простого к сложному.
Сперва сами базовые движения отрабатывают на воздухе много-много раз. Как только начинает получаться, идёт постановка удара на дереве или столбе, обмотанном веревкой. По ней можно проверять - было применено режущее или рубящее усилие, али нет!
Затем используется подвижная, подвешенная на веревке мишень. Не знаю насколько традиционно, но в наши дни к дереву или иной мишени прилепляют палки, их используют на манер "деревянного человека", отрабатывая отбив условного копья с последующей контратакой.
Если навыки уже появились, переходят в отработке в паре. Для этого используются короткие с шесты, с гардой по середине или без, на усмотрение занимающихся. С гардой, на мой взгляд, всяко лучше. Пальцы всё же свои, не чужие! :)
Если кому интересно попробовать - обязательно приходите к нам 21 мая 2023 года на семинар в Минске! Будет весело и познавательно. Разберем и теорию и практику, и одиночное исполнение, и в паре!
Интересно - пишите в личку, или в сообщество.
Дм. Моисеев, СПб - 2023