Вадим Кротов — журналист, прекрасно разбирающейся в фантастической литературе. С его любезного разрешения публикую его рецензию на роман Марины и Сергея Дяченко «Пандем»:
Роман был написан в 2002 году.
Эта книга полна новых идей и концепций. Казалось бы на тему появления Бога в нашем мире написаны тысячи книг, начиная с классических Евангелий. Сняты сотни фильмов, в том числе недавняя сенсация: франко-бельгийский фильм "Новейший завет". Но в этой книге авторы сумели удачно обойти религиозную составляющую, назвав своего Пандема не Богом, а коллективным творением человеческого разума. Что-то вроде "встречного сознания" интернет-сети. Ответ на сознание наблюдателя — человека.
И Это первая весьма удачная идея!
В итоге авторы сосредоточили свое внимание на нравственных и экономических аспектах мира, изменённого появлением сверх-силы. А читатель получил новую замечательную книгу отечественной философской фантастики.
В последние несколько лет в мировой и российской литературе появился целый ряд романов "Апокалипсической" направленности. Видимо тема наболела и будоражит умы. Это и трилогия Zотова, и "О нем и о бабочках" Липскерова, и "Рыбари и виноградари" Харита, и многие другие. Но удивительно, что все эти романы умудряются не пересекаться, не заимствовать друг у друга идеи и сюжеты, а развивать какой-то свой, индивидуально авторский взгляд на взаимоотношения Бога и людей.
Лингвистический анализ текста дает словарный запас до 20000 слов. Это не превышает среднего порога современной российской литературы. Но, честно говоря, для книги такого высокого философского уровня, как "Пандем", хотелось бы и соответствующей литературной составляющей. Думаю тогда это был бы бесспорный мировой бестселлер.