Найти тему
Recon - online

Битва при Вальмоне: жадные гасконцы, бестолковые дозорные и другие проблемы французов

Оглавление

Те, кто живо интересуются Столетней Войной, в курсе, что частенько поражения французов случались именно из-за их раздолбайства. Что же, эта битва - не исключение.

Со всеми прочими публикациями о Столетней Войне можно ознакомиться здесь

Накануне битвы при Азенкуре англичане овладели Арфлером, это, в первую очередь, важнейший порт в устье Сены. После Азенкура Генрих Пятый отбыл домой, но рейды из этого города не прекращались.

В 1416 году в город прибыли подкрепления во главе с Томасом Бофором, графом Дорсет, дядей короля. 9 марта того же года он повел 1000 - 1200 лучников и латников в трехдневное шевоше, в сторону Северной Пикардии в трехдневный набег(chevauchee) в северную Пикардию. В результате был сожжен небольшой городок вблизи Соммы.

-2

На обратном пути они были обнаружены разведчиками графа Арманьякского, благодаря чему смогли их застать врасплох у деревни Вальмон. Французов было от 2 до 2.5 бойцов, плюс он имел возможность кинуть клич по округе и собрать мужиков с павезами.

-3

Дорсет приказал своим людям спешиться и построился в боевом порядке, в линию, оставив позади обоз и лошадей. Французы, как ни странно, дали им подготовиться (или спешиться, чтобы потом точно не слиняли, как знать)

Один фланг англичан уперся в ограду и канаву близ садов, но второй был открыт. Построение англичан вышло довольно жидким, посему французы, комбинируя конный и пеший порядки после нескольких атак прорвали защиту. Тут бы и сказочке конец, но всадники , большая часть которых была гасконцами, живо заинтересовалась обозом и "призовыми" лошадьми, а не дрогнувшими англичанами.

-4

Дорсет потерял до трети своего войска, убитыми, ранеными и пленными, сам он был ранен, но самообладания не потерял и во время этой заминки смог отойти на более удачные позиции - занятый ими сад был окружен стеной и канавой с немногими проходами, атака в лоб точно привела бы к большим потерям, да и верховых было не применить.

Тогда Арманьяк послал герольда с предложением сдаться, обещая сохранение жизни, однако Дорсет ответил - "Англичане не сдаются".

Есть мнение, что условия сдачи были неприемлемы, так как рыцарей и жандармов он пообещал взять в плен, а вот лучников отпустить восвояси... Без одной руки.

-5

Арманьяк не стал сразу атаковать их, и решил дать отдых солдатам в деревне до следующего утра. Были выставлены посты, но так бездарно, что Дорсет и 900 лучников и латников (!) незаметно прокрались (!) через французов, и заметили это только утром, когда оставшееся войско протопало семь миль и укрылось в лесу.

Их так обнаружить и не смогли, потому англичане потихоньку себе потопали до города, дождавшись темноты. Они шли по побережью, чтобы опереться на водную гладь хотя бы с одной стороны в случае, если их на рассвете обнаружат. Их обнаружил отряд французов, неустановленной численности. Командир отряда послал к Арманьяку сказать, что англичане обнаружены, и приказал своим людям атаковать англичан пешим строем. Французы бросились вниз "со смехом и криками", а англичане заняли оборону . Спускаясь по крутым скалам, французы атаковали разрозненно, за что и поплатилась. Часть французов бежала, часть была прижата к берегу и убита.

-6

Вскоре прибыли подкрепления, которые стояли на возвышенности и, судя по всему, в некотором недоумении, потому как ожидали увидеть сражение, а тут были только англичане, обирающие трупы и бросающие их в Сену.

Воспользовавшись заминкой, англичане приняли неординарное решение и атаковали сами, пешими, стоявшую на возвышенности конницу. Верховые не ожидали, что так можно было, и в смятении развернули коней и убрались подобру-поздорову.

-7

В целом, это победа англичан, которая стала возможна благодаря ошибкам французов, однако:

1. Обоз с награбленным потерян

2. Лошади и слуги потеряны

3. Только в первый день битвы потеряно от четверти до трети английского войска.

Это правда, что граф Дорсет выбрался из смертельной ловушки, проявив замечательные нервы и отвагу, однако его безрассудное приключение обошлось ему очень дорого в людях, лошадях и материальных средствах. Джеймс Гамильтон Уайли, английский историк