На первый взгляд, древняя добродетель смирения не особенно привлекательна. Происходящее от слова «гумус» (земля), оно, по-видимому, вступает в противоречие с нашей нынешней оценкой самооценки и самореализации.
Но смирение не имеет ничего общего с кротостью или слабостью. И это также не означает быть самоуничижительным или покорным. Смирение — это духовная скромность, которая исходит из понимания нашего места в более широком порядке вещей. Это влечет за собой то, что мы не слишком серьезно относимся к своим желаниям, успехам или неудачам.
В частности, в последнее десятилетие психологи заново открыли для себя важность смирения. Они установили удивительные связи между смирением и нашей способностью учиться и быть эффективными лидерами, а также нашей готовностью к просоциальному поведению.
Принятие более скромного мышления повышает наше общее психологическое благополучие и обеспечивает наше социальное функционирование. И последнее, но не менее важное: смирение является идеальным противоядием от зацикленного на себе духа нашего века.
История смирения.
Смирение является основной ценностью во многих древних этических и теологических учениях. Конфуцианская форма смирения, например, духовно ориентирована, последовательно оценивая общественное благо выше удовлетворения наших индивидуальных устремлений. В этой древней китайской форме смирение может значительно усилить социальную сплоченность и наше чувство принадлежности к этносу или социуму.
Греческий философ Сократ считал, что мудрость – это, прежде всего, знание того, чего мы ничего не знаем. Он учил интеллектуальной форме смирения, которая свободно признает пробелы в наших знаниях и смиренно стремится устранить наши слепые пятна.
Аристотель понимал смирение как нравственную добродетель, зажатую между пороками высокомерия и моральной слабости. Как и Сократ, он считал, что смирение должно включать в себя точное самопознание и щедрое признание качеств других, избегая искажений и крайностей.
Точное понимание своих сильных и слабых сторон по-прежнему является основной чертой современных определений смирения.
Христианское смирение связано с самоотречением, стыдом и грехом и поэтому может прийтись не всем по вкусу. Однако древние богословы все же могут помочь нам избежать высокомерия и претенциозности. Они напоминают нам о том, что мы являемся членами вида, который далек от совершенства, и призывают нас помнить об ограниченной роли, которую каждый из нас должен играть в судьбе человечества в целом.
На протяжении веков важность смирения как добродетели морального характера исчезла. Тем не менее, психологические исследования смирения резко возросли в США за последние два десятилетия. Это возобновление интереса к смирению в немалой степени является контрреакцией на то, что авторы «Эпидемии нарциссизма» Джин Твендж и У. Кит Кэмпбелл описали как наш «возраст права».
Сегодня самореализация и повышение нашей самооценки являются нашими высшими стремлениями. Именно потому, что оно обеспечивает противоядие от многих тревожных тенденций нашего века, таких как высокомерие, жадность и эгоцентризм (все это также имеет разрушительные последствия для нашей планеты), смирение переживает столь необходимое возрождение.
Что такое смирение в психологии?
Мы можем понимать смирение не только как добродетель, но и как психологическую черту. На базовом уровне смирение относится к степени, в которой мы ценим наши интересы выше других.
Улавливая нашу ориентацию на других, она тесно связана со скромностью и справедливостью, а также с нашим интересом к богатству и другим признакам статуса, а также с нашей склонностью к саморекламе. Важно отметить, что это также включает в себя точное видение себя – не думать о себе более высоко (или, если уж на то пошло, низко), чем это уместно.
Уортингтон и др. понимают смирение как состоящее из трех частей:
- Точное самовосприятие.
- Скромное самоизображение.
- Реляционная позиция, ориентированная на других.
Они отмечают, что недавний рост исследований, ориентированных на смирение, совпадает с ростом позитивной психологии и разочарованием в ограничениях чисто индивидуалистических добродетелей. Наряду с состраданием, прощением, альтруизмом, благодарностью и сочувствием, смирение принадлежит к группе добродетелей, которые связывают общество вместе.
Worthington et al. делят смирение на общее смирение и более конкретные виды смирения. К ним относятся интеллектуальное смирение, связанное с открытостью в отношении наших взглядов, убеждений и мнений; и культурное смирение, способность признавать достижения других культур и учиться на них.
Другими подтипами смирения являются политическое и духовное смирение.
В то время как ориентация на других является основной межличностной чертой смирения, Тангни определил шесть внутриличностных аспектов смирения:
- Готовность видеть себя правдиво.
- Точное восприятие нашего места в мире.
- Способность признавать свои ошибки и ограничения.
- Открытость.
- Низкая самофокусировка.
- Понимание ценности всех вещей.
Хилл и Лэйни, наконец, понимают смирение как связанное со спокойным эго.
Смирение как сила характера.
Мы также можем понимать смирение как силу характера. Таким образом, это важный компонент морального плана, который проявляется в скромности, чуткости, признании и уважении других на более глубоком уровне, а также в точном понимании, а также в признании наших ограничений.
Как силу характера, смирение можно рассматривать как противоположность гордыне, высокомерию и завышенному чувству нашей важности и талантов. В его основе лежит принципиально заботливое и сострадательное отношение к другим.
Наконец, мы можем также думать о смирении как об особом мышлении. В конце концов, это важнейший аспект того, что Кэрол Двек описала как «мышление роста».
В понимании Двек смирение влечет за собой не только признание наших недостатков, но и активное стремление к их преодолению. Речь идет об общей готовности учиться передовому опыту у других и учиться на своих ошибках.
Таким образом, смирение неразрывно связано с обучением и обучаемостью – способом существования, который включает в себя постоянную самокоррекцию и самосовершенствование.
Почему важно смирение?
Более скромные из нас обладают большим количеством преимуществ.
Скромное мышление оказывает значительное положительное влияние на наши когнитивные, межличностные отношения и принятие решений, навыки. Смирение напрямую связано с нашей способностью и желанием учиться. Скромные люди лучше учатся и решают проблемы.
Скромные студенты, которые искренне открыты для обратной связи, часто обгоняют своих более талантливых сверстников, которые так высоко ценят свои способности, что отвергают все советы. Некоторые исследования показали, что смирение более важно в качестве прогностического показателя эффективности, чем IQ.
Кроме того, смирение наших лидеров способствует доверию, вовлеченности, творческому стратегическому мышлению и в целом повышает производительность. Смирение также связано с общим увеличением положительных эмоций. Более того, смирение способствует самопрощению.
Кроме того, есть признаки того, что смирение укрепляет различные социальные функции и связи. Как следствие меньшего стресса и меньшего негативного опыта общения с другими, смирение может быть связано не только с улучшением психического здоровья, но и с улучшением физического здоровья.
И последнее, но не менее важное: отсутствие культурного смирения связано с ксенофобией, страхом и ненавистью к иностранцам. Смирение, напротив, связано с ксенофилией, влечением к иностранным культурам.
Те из нас, кому не хватает культурного смирения, более склонны делать предположения о других, чувствовать свое превосходство над ними и резко переоценивать свои знания и таланты по сравнению с другими.
Примеры.
Знаменитое трио по-настоящему скромных людей –Ганди, Нельсон Мандела и Мать Тереза. Все они героически посвящали свои силы и время служению своим идеалам и неустанно трудились над улучшением условий жизни других людей.
Тем не менее, они оставались скромными и непритязательными в своих поразительных достижениях и никогда не привязывали их к своим собственным личностям. Они смиренно служили не своему эго, а великой внешней причине.
Мы можем увидеть много примеров личностей, которым не хватает смирения, обратившись к миру художественной литературы и телевидения. Например, вы можете вспомнить избалованную и чрезмерно избалованную Солт Веруку из знаменитой сказки о Чарли и шоколадной фабрике.
Дитя богатых родителей, Солт резко контрастирует с главной героиней истории, полагая, что она безупречна и имеет право на все, что захочет. Это отсутствие смирения имеет свою цену, когда ее уносят в мусоропровод.
Другой пример — Джоффри Баратеон из «Игры престолов». Характер Джоффри известен своими нарциссическими правами, сильно завышенным чувством своих талантов и желанием доминировать — все черты отрицательно коррелируют со смирением.
Джоффри не проявляет особого сочувствия или заботы о других персонажах на протяжении всей истории, включая свою собственную жену Сансу, с которой он обращается с жестокостью. Неудивительно, что зрители по всему миру праздновали, когда он был отравлен и умер в 4 сезоне, положив конец его правлению тирании.
Как практиковать смирение.
Нам нужно начать с развития точного понимания наших сильных и слабых сторон.
Тогда мы должны признать свои недостатки. Когда мы это делаем, нам больше не нужно тратить нашу энергию, скрывая их от других, но вместо этого мы можем стремиться научиться жить с ними продуктивно или даже преодолевать их.
Как это ни парадоксально, упрямо низкое мнение о себе также противоречит скромному представлению о себе. Чрезвычайно низкому самоуважению, так же, как нарциссической переоценке наших талантов, не хватает точности. Это просто перевернутая форма самоодержимости, еще один способ зациклиться на себе, а не направлять наше внимание на других.
Хотя мы являемся субъектом в нашем мире, мы должны помнить, что мы являемся объектом в мире всех остальных. Мы не являемся центром Вселенной. Это включает в себя корректировку нашей точки зрения. Наши беды и желания становятся все более незначительными, чем больше мы отступаем от них и рассматриваем более широкую картину. Наше время на этой планете ограничено. Наши труды и достижения преходящи.
Мы все являемся частями структур, которые больше, чем мы сами, - пары, семьи, сообщества, нации, организации, в которых мы работаем, человеческий вид. Мы никогда не должны забывать о множестве команд, частью которых мы являемся – маленьких и больших. Иногда мы склонны отдавать предпочтение потребностям наших команд над нашими индивидуальными желаниями.
Мы должны оставаться любознательными и открытыми для обучения. Мы всегда можем учиться у кого угодно и вся. Мы можем учиться у друзей и семьи, наших детей и людей, которые овладевают определенными навыками.
Нам есть чему поучиться у других культур и наших предков. Мы можем извлечь драгоценные уроки из животных и даже растений.
Юмор является мощным инструментом. Мы все можем извлечь выгоду из того, что больше смеемся над собой и своими недостатками.
Упражнения для воспитания смирения.
Отличной отправной точкой является выражение благодарности другим. Это побуждает нас думать о людях, которые оказали на нас самое положительное влияние в нашей жизни, по-настоящему ценить их вклад и демонстрировать нашу благодарность.
Вы можете также записать вещи и людей, за которых мы благодарны, что заставляет задуматься о них в конце каждого дня.
Подарки благодарности – это занятие для детей, которое направлено на то, чтобы помочь им сформировать более благодарное мышление.
Наконец, нам есть чему поучиться у романтиков. Они высоко ценили природу. Они знали это как внушающую благоговение силу, проявление возвышенного, которое напоминает нам о нашей относительной незначительности в более широкой схеме вещей.
Природа обладает целебной силой. Это может вернуть нас на место. Мы можем испытать мощное чувство благоговения, корректирующее самомнение, глядя на море, вглядываясь вниз по краям драматических скал, прикасаясь к древним стволам высоких деревьев и наблюдая за водопадами, быстрыми реками и тихими глубокими прудами.
Мы можем чувствовать себя униженными, когда нам напоминают о силе стихии – избитой сильными ветрами, залитой небесами – или когда мы видим, как зигзагообразные молнии освещают ночное небо.
Советы по воспитанию скромного ребенка.
Дети учатся, копируя.
Самый эффективный способ научить детей смирению – это моделировать его самим. Мы можем показать им, как выглядит смирение в действии каждый день.
Стремясь воспитать здоровую самооценку, мы не должны чрезмерно раздувать чувство важности у детей. И мы также не должны искажать их взгляд на их собственные таланты. Это очень сложный баланс.
Мы можем приблизиться к этому идеалу, пытаясь воздать должное усилиям, а не результатам, и поощряя установку на рост. Это включает в себя оттачивание способности детей учиться на ошибках и учить их видеть неудачу как естественную часть любого значимого процесса обучения.
Мы можем показать детям другие способы видеть мир и думать о вещах. Наши лучшие инструменты — это книги, фильмы и произведения искусства. Знакомя их с радикально разными мировоззрениями и непредвзято говоря о несоответствиях, которые они замечают, мы можем предупредить их о том, что их взгляд на мир не единственный. И у нас тоже.
Мы тоже можем многому научиться у детей, в свою очередь, и должны сказать им об этом, когда мы это сделаем.
Методы скромного лидерства и рабочего места.
Джим Коллинз в фильме «От хорошего к великому» продемонстрировал, что лучшие лидеры сочетают профессиональную волю с личным смирением. Они часто «скромны, тихи, сдержанны, даже застенчивы» - всегда отдают предпочтение институтам, которым они служат, над своим эго.
Эти лидеры верят в человеческое развитие. Они не жаждут похвалы, и им не нужно постоянно показывать, насколько они велики, или подрывать других, чтобы чувствовать себя сильными. Вместо этого они неустанно пытаются совершенствоваться и учиться на своих неудачах. Моделируя смирение, они создают скромную рабочую культуру в своих организациях.
Брэдли Оуэнс говорит, что скромные лидеры по своей сути самотрансцендентны. Скромные лидеры успешно умерили или укротили эго и приняли перспективу лидерства, которая стремится возвысить всех. Они обучаемы, стремятся учиться, готовы видеть себя точно и способны хвалить окружающих. Они воспитывают в себе надежду, эффективность, устойчивость и оптимизм.
Более того, скромные лидеры с большей вероятностью будут рассматривать неудачу как часть процесса развития. Поскольку скромные лидеры не пытаются поддерживать видимость или властные позы, это менее тревожно и, следовательно, легче восстановиться, когда дела идут не очень хорошо.
Важность смирения в отношениях.
В отношениях также важно расставить приоритеты в том, что нужно паре, а не только в желаниях одного партнера.
Worthington et al. определяют смирение в отношениях как нашу «способность расставлять приоритеты в интересах отношений. Это требует сочувствия к другому человеку в отношениях и стремления учитывать его или ее фундаментальные потребности», а также «формировать наше поведение, чтобы поднять повестку дня другого человека».
Смирение в отношениях может быть трансформационным, когда мы выходим за рамки наших эгоистичных предпочтений и думаем не только о благополучии нашего партнера, но и о благополучии партнерства. Смирение в отношениях укрепляет доверие, приверженность и настойчивость.