Те, кто сражался тогда под Новороссийском, сразу догадались: Н-ское подразделение — это 16-й отдельный батальон морской пехоты (83-я бригада морской пехоты). Многие знали и его командира майора Дмитрия Васильевича Красникова — бывшего флагманского инспектора Черноморского флота по физподготовке, и бойцов — известных на флоте спортсменов Андрея Иванова, Ивана Сулимова, Леонида Агеева, Георгия Саркисьянца...
Они отбили три атаки. Но неравны силы, на исходе патроны. Загорелась крыша здания, где моряки заняли оборону. И тогда Красников решил идти на прорыв. С песней «Варяг» устремились краснофлотцы вперед. Враги не ожидали такой дерзости, опешили. Завязалась рукопашная схватка. Удержать спортсменов в штыковом бою никто не мог.
Об этом бое и сообщило Совинформбюро в сентябре 1942 года. Впрочем, в сводки могли попасть и другие боевые дела славного подразделения. Например, самый первый бой, который принял только что сформированный из спортсменов батальон.
Рассказывает участник той схватки офицер в отставке Александр Яковлевич Ищенко:
— Фашисты овладели одной из важных высот на юго-западной окраине Новороссийска. Вновь отбить высоту было непросто. Учитывая сложность задачи, выполнить ее приказали нашему батальону. Да и кому же, как не нам, спортсменам, среди которых были чемпионы, рекордсмены Черноморского и всего Военно-Морского Флота, давать такое задание? Мужество, сила и смелость моих товарищей не раз были проверены в жарких спортивных поединках. Изучив карту, майор Красников приказал выступать. За ночь нам предстояло пройти, пробежать около 25 километров. Казалось бы, что значит это расстояние для натренированных людей? Но путь пролегал через лесные завалы, горные кручи, по бездорожью, шли мы с полной боевой выкладкой, рискуя попасть в засаду.
И все же в расчетное время вышли на исходный рубеж. Решили сразу атаковать — внезапность и дерзость удара определили исход боя. После штурма высоты комбат доложил по рации, что 30 фашистов взято в плен, захвачено 26 пулеметов, 5 минометов, 2 пушки. Наши потери были незначительными.
Высокие боевые качества личного состава батальона вынуждены были признать и враги. Вот какой документ добыли в сентябре 1942 года наши разведчики. Командир фашистской штурмовой группы докладывал: «Считаю необходимым предупредить, что на нашем направлении действует особо опасное подразделение, состоящее целиком из спортсменов, прекрасно обученных и фанатически преданных Советской власти».
Наверное, больше других победам батальона радовался сам Красников, которому и принадлежала идея создания этого особого подразделения. С его именем связано бурное развитие спорта в предвоенные годы на Черноморском флоте.
Одаренный спортсмен, блестящий организатор, коммунист, он расценивает физподготовку и спорт как важнейшее дело для повышения боеготовности. На флоте до сих пор помнят такой случай: утром на крейсере вместо физзарядки начали погрузку боезапаса. Дело, бесспорно, необходимое, и все же Красников настоял на том, чтобы впредь время физзарядки использовалось строго по назначению. Командующий поддержал требование флагманского инспектора.
Боевое крещение Красников получил на Перекопе, где был начальником разведки 7-й бригады морской пехоты. Все 250 дней героической обороны Севастополя он провел на передовой. Плечом к плечу с ним сражались многие известные флотские спортсмены.
После того как был оставлен Севастополь, группа моряков-спортсменов во главе с майором Красниковым получила приказ высадиться с подводной лодки в районе Судака. Черноморцы взорвали вражеский объект, добыли важные документы, захватили «языка».
Вскоре Дмитрий Васильевич пишет командующему флотом рапорт: «Я прошу объединить спортсменов в одно воинское подразделение. Физкультурники блестяще зарекомендовали себя в боях под Одессой и Севастополем, под Керчью, Феодосией, на Тамани. Собранные вместе, они станут огромной боевой силой, способной выполнить любой приказ, любое задание».
Такая уверенность имела основания: к тому времени несколько флотских спортсменов уже стали Героями Советского Союза. Среди ник борцы Даниил Одинцов и Юрий Паршин — двое из отважной пятерки, преградившей 7 ноября 1941 года путь вражеским танкам на Севастополь.
И вот в конце лета 1942 года спортсменов объединили. Батальон моряки образно называли сборной флота. В его составе были, в частности, чемпионы флота стрелки Дмитрий Ручкин и Алексей Плахотный, борец Иван Саенко, пловец Федор Красин, боксеры Николай Болотин и Василий Рудаков, легкоатлеты Иван Чиков и Владимир Гайкобелан, штангист Александр Ищенко и многие другие.
Да, им помогали крепкие мускулы, выносливость, способность выдерживать громадные физические нагрузки. Не каждый способен, как борец, чемпион ВМФ Борис Мельник, уничтожить в штыковом бою 13 врагов. Но 16-й отдельный был непобедим еще и потому, что физическое совершенство морских пехотинцев неразрывно сливалось с их высоким морально-боевым духом. Бойцы понимали, что быть беззаветно преданным партии и народу, любить Родину — значит, не щадя жизни, защищать завоевания социализма. Это было главным делом их жизни.
Вскоре Красникова отзывают в Москву — он назначается главным инспектором физподготовки ВМФ. Но и уйдя после войны в отставку, до последних дней жизни был верен призванию, вел большую общественную работу, возглавлял Федерацию тяжелой атлетики СССР.
Славные традиции, которые когда-то закладывал капитан «сборной», живут на флоте. Их продолжают ветераны 16-го отдельного батальона морской пехоты и их многочисленные воспитанники. В Высшем военно-морском училище имени П. С. Нахимова работает тренером-преподавателем Александр Яковлевич Ищенко. До недавнего времени директором флотского стадиона был Федор Захарович Красин.
Когда ветераны приходят в парадной форме на торжественное открытие флотских спартакиад или состязаний по тяжелой атлетике на приз имени Д. В. Красникова, все видят на их груди рядом со значками мастера спорта боевые награды. И это понятно: спортивная и боевая доблесть рядом, они неразделимы.
Майор А. БЛЕСКИН (1985)