Поляризационный фильтр должен лежать в сумке каждого фотографа пейзажиста: он позволяет избавляться от ненужных бликов, делать цвета ярче и насыщеннее без фотошопа. О принципах работы поляризационного фильтра, о том, как фотографировать с поляриком, и чем такой фильтр может быть полезен стрит-фотографу и фотографу-портретисту, читайте в этом тексте.
Что такое поляризационный фильтр
Поляризационный фильтр (в народе часто просто «полярик») — это светофильтр, который позволяет отсекать поляризованный свет.
Чтобы не погружаться совсем уж глубоко в физику, скажем просто: солнечный свет сам по себе неполяризован. А когда он отражается от чего-то (от воды, стекла, листьев, машин, чьей-то блестящей макушки) — поляризован. Вот этот поляризованный, переотражённый свет, который часто портит снимки, можно отфильтровать. Если всё-таки хочется узнать больше именно о физике процесса, переходите вот в этот текст.
Поляризация — технология, имеющая отношение не только к фотографии. Бывают, например, поляризованные солнечные очки. Считается, что они полезны для защиты глаз от ультрафиолета, но у них есть минусы. В том числе для фотографов: если вы в солнечный день попробуете работать в поляризованных очках на беззеркалку по экрану — ничего не выйдет. Дело в том, что сквозь поляризованные очки изображения на ЖК-экране не видно. Он будет выглядеть просто серым. Можно подобрать определённый угол, под которым что-то разглядеть можно, но проще будет снять очки.
Кому-то, кстати, такие очки помогают научиться работать с поляриком — сразу видишь, как будет выглядеть фотография через подобный фильтр.
Когда используются поляризационные фильтры
Чаще всего поляризационные фильтры используют в пейзажной фотографии. Благодаря способности убирать блики, с помощью такого фильтра можно, например, сделать воду прозрачной. Причём сымитировать этот эффект на постобработке невозможно.
Также поляризационные фильтры повышают насыщенность цвета и делают зелень разнообразнее — за счёт того, что поляризационный фильтр скрадывает голубой рефлекс, который неизбежно даёт небо. Это касается не только зелени, точно также больше будет цветовое разнообразие при съёмке городского пейзажа — крыши также имеют свойство отражать синее небо.
От поляриков больше толку в солнечный день. В пасмурный бликов нет, фильтровать нечего.
Ещё один интересный эффект, который даёт полярик — затемнение ясного неба. Оно становится насыщеннее по цвету и выразительнее.
Поляризационные фильтры часто используют в предметной фотографии: особенно в музейной и подобной, когда нужно снимать экспонаты сквозь стекло. Поляризационный фильтр помогает убрать блики стекла и сделать его прозрачным.
Это его свойство делает фильтр также полезным для стрит-фотографов или фотографов-портретистов. К примеру, с помощью поляризационного фильтра можно без труда получить снимок девушки, сидящей в кафе, сквозь стекло.
Как выбрать поляризационный фильтр
Большинство поляризационных фильтров накручиваются перед передней линзой объектива. Есть модели для сверх-телевиков и сверх-шириков, которые выглядят, как вставка, но это частный случай.
Накручивающиеся фильтры различаются по диаметру, поэтому важно подобрать подходящий фильтр именно для вашего объектива. Если вы планируете работать на несколько стёкол, скорее всего, вам придётся купить несколько фильтров разных размеров.
Бонус, который даёт любой фильтр (в том числе и полярик) — защита передней линзы объектива от брызг и пыли.
Существуют поляризационные нейтральные фильтры, которые сочетают в себе функции сразу двух разных светофильтров. Нейтрально-серый фильтр нужен, когда, например, света слишком много и нужно его прибрать. Это частая проблема при съёмке на светосильные объективы. Также нейтрально-серые фильтры часто используют при видеосъёмке, когда важно держать выдержку не короче чем 1/50, чтобы получить красивый кинематографичный смаз.
Такой двойной светофильтр удобен, поскольку придётся носить с собой меньше аппаратуры.
Бывают фильтры с просветлением и без просветления. Просветлённые пропускают больше света, меньше влияют на экспозицию кадров, как правило, дают меньше проблем с бликами и засветками. С другой стороны, такие фильтры обычно стоят дороже, чем вариант без просветления.
Существуют также специальные поляризационные фильтры для дронов, которые позволяют добиваться схожего эффекта при аэрофотографии.
Как снимать с поляризационным фильтром
Важно поставить фильтр правильной стороной. Если прикрутить полярик задом наперёд, работать он не будет. После того, как прикрутили фильтр, смотрим в видоискатель или на экран и крутим фильтр, пока картинка не начнёт меняться.
Дело в том, что нет универсального положения фильтра, в котором он будет убирать блики. В каждой конкретной съёмочной ситуации это положение будет зависеть от положения солнца (или другого источника света). Для оптимальной работы поляризационного фильтра угол между источником света должен составлять 90 градусов.
Если с ходу рассчитать угол не получается, просто крутите фильтр, пока изображение не начнёт выглядеть так, как надо. Кроме того, иногда автору фото может быть необходимо не полностью убрать блики, а только немного приглушить их — этого также можно добиться, крутя фильтр.
Проблемы при съёмке с поляризационным фильтром
Первая проблема, с которой можно столкнуться при съёмке с поляризационным фильтром — это засветки и блики. Они могут возникать либо потому, что фильтр дешёвый и не очень качественный, либо потому, что фильтр грязный или повреждённый. На покупке полярика лучше не экономить и не брать самый дешёвый, а загрязнения и отпечатки пальцев легко убрать при помощи салфетки из микрофибры.
Некоторые проблемы могут возникать при съёмке с поляризационным фильтром на широкоугольные и сверхширокоугольные объективы. Из-за ширины угла при съёмке на подобные объективы нужно очень точно подбирать положение фильтра, чтобы не получить неравномерного затемнения и виньетирования по краям.
Ещё одна проблема, с которой можно столкнуться, используя полярик — он скрадывает ступень (иногда несколько ступеней) экспозиции. Проще говоря, с поляризационным фильтром (даже просветлённым) ваш объектив пропускает меньше света, чем обычно.
Это нужно держать в голове, особенно если вы снимаете, например, вечерний пейзаж, когда света уже и так немного. При использовании поляризационного фильтра важно следить за настройками, чтобы не допустить шумов из-за возросшего ISO или смаза из-за слишком длинной выдержки.
Если выдержки стали длинноватыми (длиннее, чем 1/100) лучше использовать штатив.
Когда не стоит использовать поляризационный фильтр:
- при съёмке ночного пейзажа без штатива;
- со сверхширокоугольными объективами;
- при съёмке панорам (та же проблема, что и с сверхшириками — возможно неравномерное затемнение);
- при съёмке сюжетов, где отражения важны. Например, это может быть ночной город после дождя.