Алексей Петрович родился в 1912 году, закончил Ивановский энергетический институт в 1934 году, с 1937 года служил в Красной Армии. Был военным летчиком, участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 по 1943 годы. После тяжелого ранения был мобилизован. С 1943 по 1945 г. был начальником военной кафедры ИЭИ, с 1960 по 1970 г. – ректор ИЭИ, к.т.н., доцент кафедры промтеплотехники.
«Все знают, что в начале войны преимущество в технике было на стороне врага. Советским авиационным соединениям приходилось вести бои с большим напряжением, чтобы оказывать наземным войскам наибольшую помощь в их борьбе с превосходящим противником.
Наши машины можно было видеть на многих фронтах, однако если выделить наиболее значительные операции, то следует начать с операции по обеспечению населения Ленинграда продуктами питания и вывозу из осажденного города раненых и больных. Мы летали в Ленинград до тех пор, пока не закончилось сооружение ледовой трассы на Ладожском озере. Может быть, эту операцию можно и не относить к боевой, т.к. непосредственно боевых действий в этот период мы не вели, но умения и выдержки от летчиков эта операция потребовала больше, чем какая – либо другая.
Дело в том, что здесь, кроме немецких самолетов, нам пришлось встретиться с другим грозным противником летчиков – погодой. В этот период, пока не замерзает Ладожское озеро, в Ленинграде и прилегающих к нему районах постоянные туманы и моросящие осадки, которые приводят к обледенению самолета. Для того чтобы сделать один рейс, иногда приходилось совершать несколько вылетов. Немцы в такую погоду не летали. Но как только мы приземлялись в Ленинграде, они начинали бешенный обстрел аэродрома, и мы разгружали машины в невероятно трудных условиях.
В те дни вылетали мы ежедневно, редкий день выпадал, когда нельзя было прорваться к Ленинграду и привести очередную партию продуктов. Если же погода улучшалась хотя бы немного, то немцы в тот же час выпускали своих истребителей и попасть в осажденный город нам было очень трудно.
Мне вспоминается бой нашего самолета, который вел летчик Садков с тройкой немецких истребителей. Это было уже на обратном пути из Ленинграда. В город продукты были доставлены, и в машине находились раненые и больные, в том числе дети, которых вывозили на «Большую землю». Конечно, экипажу бомбардировщика без сопровождения было не под силу справиться с тремя немецкими истребителями. Наш летчик, проявив большое умение и хладнокровие, произвел вынужденную посадку машины. Однако немецкие стервятники продолжали обстреливать самолет и тогда, когда он уже горел.
Наши летчики, часто летая на машинах более низкого класса, чем у врага, выходили победителями в неравных боях за счет большого мастерства и воли к победе. Однажды нам пришлось на ночных бомбардировщиках вести дневное бомбометание танковой немецкой колонны в районе города Ярцево Смоленской области. Когда мы подошли к цели, истребители противника, прикрывавшие колонну, ушли на заправку. Воспользовавшись этим, мы произвели бомбовый налет и уничтожили несколько танков врага. Против зенитного огня было применено маневрирование изменением курса самолета. Мы, получив несколько слабых пробоин, повернули на свою базу. Но тут появились немецкие истребители, в бой с которыми наши самолеты вступить не могли. И вот здесь нам помогла погода. Благодаря ей и, конечно, благодаря искусному вождению машин нашими летчиками, мы успели скрыться в облаках, и немцы нас потеряли из виду.
Так, в трудных условиях начала войны, советские солдаты и офицеры, проявляя свои высокие боевые качества, выходили победителями в схватках с врагом, изматывали противника в боях и накапливали необходимые силы для полного разгрома немецких оккупантов».
Воспоминания Алексея Петровича Баженова о Великой Отечественной войне
6 мая 20236 мая 2023
1536
3 мин
2