Размещение телекоммуникационного оборудования в многоквартирном жилом доме регулируется законодательством. Тем не менее, судебная практика говорит о том, что не у всех операторов есть правильное понимание законов. О правилах размещения провайдерами оборудования в многоквартирных домах рассказывают эксперты компании автоматизации ЖКХ «Мой Дом Онлайн».
Правила размещения оборудования провайдеров в МКД
Операторы могут устанавливать оборудование в многоквартирных домах только с согласия собственников. Решение об использовании части общего имущества для размещения телекоммуникационного оборудования, и размер оплаты принимается на общем собрании. Управляющей организации передаются полномочия по заключению договора с провайдерами и право представлять интересы собственников в судебных органах. Это вполне укладывается в правило по передаче общего имущества третьим лицам и заключению договоров с ними (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).
Зашел в МКД – плати
Операторы связи и Интернет-провайдеры – коммерческие организации, услуги которых не бесплатны. Но и имущество многоквартирного дома не бесхозно. Согласно Гражданскому кодексу РФ оно принадлежит собственникам многоквартирного дома, поэтому они вправе распоряжаться общедомовым имуществом, исходя из своих коммерческих интересов. Для подключения любого из жителей МКД к сети Интернет и ТВ провайдеры обычно размещают на чердаке или в подвале небольшой антивандальный шкаф и подключают его к источнику электроэнергии, плата за которую обычно ложится на жильцов. Поэтому требование оплаты размещения телекоммуникационного оборудования со стороны собственников представляется логичным.
Раньше провайдерам для установки своего оборудования было достаточно договоров на оказание услуг с отдельными жителями МКД. Суды в вопросах использования общедомового имущества, не говоря уже об оплате, принимали сторону провайдеров. Все поменялось в пользу собственников после нескольких однотипных определений, вынесенных Верховным Судом РФ в 2018 году. Деньги с провайдеров были взысканы, как суммы неосновательного обогащения и задолженности за использованную электроэнергию.
Взаимодействие УО с провайдерами
Управляющие организации, представляют интересы собственников и заключают договоры аренды части общедомового имущества провайдерами. Опираются при этом на Федеральный закон РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». В пункте 3 статьи 6 закона говорится о том, что собственники могут требовать за использование имущества определенную, соразмерную плату, если федеральные законы не предусматривают иного. Но вот какой должна быть эта «соразмерность» в законе не говорится. Поэтому собственники назначают плату, исходя из каких-то своих соображений, по мнению провайдеров, не всегда учитывающих их интересы. Диапазон цен – от 150 до 3000 рублей в месяц. Полученные деньги имеют для МКД целевое назначение: текущий ремонт, благоустройство придомовой территории и др. В любом случае, средства, полученные от аренды, должны идти на нужды МКД, а не в «карман» управляющей организации.
Для УО появление в многоквартирном доме провайдера не всегда приятно. Небрежность, с которой происходит установка оборудования, оборачивается для управляющей организации дополнительными расходами на приведение в порядок помещений. Провайдеры, в своем большинстве не соблюдают нормы, регулирующие процесс размещения оборудования. Самое первое требование – утопление кабелей в каналах, как правило, игнорируется. На выходе управляющая организация получает висящие провода и запутанные кабели. Их могут задеть, например, при подъеме или спуске крупногабаритной мебели, что может повлечь за собой повреждение электросети. Ответственность за ремонт в этом случае ложится на управляющую компанию. Дополнительных операционных затрат требуют от УО и частые поломки оборудования. Управляющим организациям непонятно, почему за условные 300 рублей в месяц провайдер может получить доступ к общедомовому имуществу.
Еще один «камень преткновения» – оплата электроэнергии провайдером. Например, семнадцатый арбитражный апелляционный суд, в Постановлении от 16.01.2020 №17АП-17982/2019-ГК по делу №А71-10314/2019 указал, что оборудование провайдеров не относится к собственникам МКД, которые заключают договоры энергоснабжения с РСО в обязательном порядке. Получается, что провайдер освобожден от оплаты, потребленной им электроэнергии, а управляющая организация включает ее в ОДН на основании показателей ОДПУ.
Сегодня конкуренция на рынке предоставления телекоммуникационных услуг достаточно большая, поэтому в многоквартирном доме не редкость несколько таких компаний. Зачастую, они могут обслуживать по 2-3 абонента каждая, что становится причиной отказа от оплаты аренды общедомового имущества. Чтобы учесть все нюансы требуется какой-то типовой договор, в котором учитываются интересы всех сторон. Методика расчета стоимости аренды также должна учитывать все затраты. Управляющим организациям тогда не придется «выбивать» у провайдеров плату за пользование общедомовым имуществом.
Мечта провайдеров – упростить вход в МКД
В 2016 году Минкомсвязи РФ подготовило проект ФЗ, в котором предложило отменить необходимость решения общедомового собрания о допуске провайдеров в МКД. Вопрос был поставлен так, что интернет-провайдеры не арендовали бы общее имущество, а передавали его в пользование собственникам. Контролировать его состояние должны были управляющие организации. Но Минэкономразвития РФ проект закона отклонил.
Вторую попытку в ноябре 2022 года сделали депутаты Госдумы. В законопроекте предлагалось разрешить операторам безвозмездно (кроме оплаты электроэнергии) размещать сети в МКД по желанию любого жильца. Общее собрание из процесса исключалось. В проекте предлагались также единые правила взаимодействия между управляющими организациями и провайдерами. Но в Госдуме решили, что Законопроект в таком варианте пока не может применяться.
На волне цифровизации ЖКХ провайдерам, скорее всего, удастся продавить для себя более мягкие условия доступа в МКД. А пока управляющие организации будут стараться договариваться с операторами сетей об оплате аренды и электроэнергии.