В СМИ раздувают тему законопроекта об обязательном распределении после ВУЗов, предложенном, если не ошибаюсь, депутатами от Татарстана. Пока что самый лучший разбор провёл эксперт Антон Хащенко в шоу Андрея Норкина "Место встречи". Разнëс законопроект грамотно, чëтко, без воды и соплей. Кому интересно, найдите в телеграм-канале передачи или на сайте НТВ. Я же законопроект читать не собираюсь, расскажу про своë видение проблемы и вспомню былое.
Прежде всего, поражают люди, в том числе сидящие высоко, глядящие далеко, которые думают, мол вернëм всë взад и заживëм. СССР вернëм, советское образование, советсеую медицину, наверное и половые гормоны двадцатилетних, не мешало бы вернуть, а, заодно и сердце, чтобы эти гормоны выдержало. Не, ностальгия - дело приятное, зачем еë на политику и экономику расширять?
Это я, про вход в реку, банальность, повторяю для депутатов, если не понял кто. Теперь про идею. А она, в какой-то форме, неплоха и даже может быть осуществима. Точно, не в той, что сейчас предложили. Ведь что мы видим сегодня, среди выпускников? Невозможность устроиться по компетенции (не говорю слово "специальность", потому что этот термин отменили болонцы). В 2014 - 2016 учился в магистратуре ВШЭМ УрФУ на бизнес-информатике. Я то пришёл мальчиком большеньким, после специалитета, полученного в прошлом тысячелетии, ещё когда ВУЗ назывался УПИ. И по прежней специальности успел отработать и по другим. А вот молодëжь в моей группе, закончившие, до этого, бакалавриат, все до одного жаловались, что устроиться на работу, в русле полученных знаний, невозможно. Забегая вперёд, подтвержу, сам столкнулся позже. С меня при приëме требовали опыт работы с 1С. Я, говорю, преподавать еë могу, но сам не работал. Не подошëл :) Впрочем, мне, старику, это не так обидно, как молодым и горячим. Кстати, когда эти же ребята, параллельно, заканчивали магистратуру по интернет-безопасности в Варнском Экономическом Университете, я от них ни одного слова не слышал, про сложность найти работу в ЕС. А она, таки есть. Двойной стандарт. Один из нас, уехав в Лос-Анджелес, про специальность и не вспоминал. Ходит себе на жëлто-голубые митинги и доволен жизнью. Лучше бы "Тагил!" орал :).
Так вот. Я вижу так. Рынок в системе образования есть, но никак не связан с рынком труда. От слова "совсем". Собственно, это если считать рынком тупое зарабатывание бабла вузовским и министерским начальством. Мы не регулируем спрос на компетенции, отпустили это в свободное плавание. Поэтому сплошной перекос, безобразное качество, ну и главное - отсутствие специальности. В Союзе, при всех издержках, худо-бедно исследовался рынок труда. Да, на непрестижные специальности шли троечники, но знания им вдалбливали. Сегодня этого нет. Поверьте, пишу про минусы нынешнего образование не потому, что давно не зовут преподавать, просто знаю. Почти все друзья в науке и образовании, причём, по всему свету. Рынок труда надо не просто изучать, его необходимо учитывать как в стратегии развития образования, так и в ежегодных учебных планах. Вот где ИИ незаменим, вместо коррумпированных научных советов и прочей надстройки. Если сегодня (лучше позавчера) не начать, экономика в такое пике уйдëт - никакой рынок не отрегулирует. Должна быть стратегия в масштабах страны, с учётом развития и Сибири и Арктики и Кавказа, с анализом возможных цен и зарплат, логистики и всего прочего. А повестки рассылать и обезьяна сможет, нефиг ИИ ерундой загружать.
Ну и расскажу, как это было раньше. Вопреки раздуваемому мнению, образование в Союзе не было идеальным. В чëм-то лучше западного, но, в чëм-то и хуже. Например, слишком большая энциклопедичность вышки, особенно университетов. Такой объëм ненужного, что до сих пор страшно. Запад давал больше конкретики по будущей специальности, точнее, студенты сами на конкретику могли нажимать. Вот бы я устройство газовой турбины подробнее изучал, вместо научного коммунизма или органической химии. Вот нафига она мне?! Всё равно, только C2H5OH помню. У нас, кстати, техникумы, в этом отношении прекрасно спецуру давали. Я, на газопроводе, завидовал коллегам, после техникума, чëрной завистью. Они, в отличие от нас, мгновенно в процесс включались. И работали наравне. Какой смысл тогда в нашей вышке был?
Отрабатывали мы все по три года. Не отработавший мог лишиться диплома, как одна моя хорошая знакомая, сбежавшая от приставаний начальника. Был вариант увольнения через профильное министерство, достаточно крайний случай, но, мною лично, пройденный. Известный всем человек подписывал, но это грустная и совсем другая история. Ещё один вариант применил мой приятель, который ушёл с отработки в офицеры, благо, военную кафедру мы окончили. Правда, случай Аркаши, тоже нетипичный, у него папа - депутат ВС СССР был, да и служить он пошёл не танкистом, а по папиному же профилю и в крутом городе. После пустыни, курорт прямо.
Смотрите, какая тема. С одной стороны, мы, вроде крепостных на три года. С другой и начальство, как в моëм случае, ничего с нами сделать не может. Ни уволить, ни понизить до рабочего. Общественный договор в чистом виде. Поступаю, знаю про обязанность отработки. Государство, помимо знаний, пусть и неустраивавшего лично меня, качества, обязуется меня трудоустроить по специальности, обеспечить жильëм (даже общага или вагончик, но гарантированные). Дальше, как сработаетесь.
Ещё одна тонкость. Распределяли в порядке очереди, соответствовавшей твоим оценкам, точнее, как сегодня бы сказали социальному рейтингу. Потому что общественная деятельность или спортивные и творческие успехи учитывались тоже. Например я шёл в первой десятке из 75-ти выпускников с потока. И выбор, изначально, был от Хабаровска до Ухты, учитывая, что из Свердловска надо было валить, чтобы заработать собственное жильё, а не жить за счёт родни. Да, я сперва повëлся на уговоры людей, открывавших ногой дверь к самому Ельцину, тогда, правда персеку обкома. Затем, по собственному разгильдяйству, упустил это крутое место и поехал туда, куда как раз троечники не ехали. Это мой выбор, мои косяки. Но, остальных распределяли именно так. Сперва отличники, в конце троечники. Разумеется, в дырах, отрабатывали и уезжали, дикая движуха была. Помню, воевал со своим начальством. Зачем, говорю, вы нас насильно сюда вызываете, у нас никакой мотивации здесь нет, всё равно сбежим, как срок закончится? А ребята из местной деревни, наоборот, отучившись в районе, все обратно едут. И у вас же десятилетиями на рабочей специальности вкалывают. Какого чёрта вы их не двигаете? Знания, опыт, образование, а главное - это из родина, они отсюда не убегут. Знаете, что они мне отвечали? Деревня национальная, народ неуправляемый. Это мне нерусский, по национальности, начальник, говорил. Умница, которого до сих пор уважаю, несмотря на конфликт из-за чего расстались. То есть, выгодно было вот таких крепостных, как мы брать, вместо свободных местных. Кстати, вода камень точит. Сегодня на моей кафедре, есть даже филиал в регионе, где проходит газопровод. Ну, мы, гении, такие, что поделаешь? Опережаем время.
Могут такие же перегибы при новой попытке распределения появиться? Легко. Когда человек от тебя зависит, всегда есть соблазн его использовать не по назначению. В койку, например, затащить. Были такие случаи, не скажу, что уж прямо насилие, но карьеру, в том числе и мужьям, делали. Ну, да не судимы будем.
Проблемы рынка труда и перепроизводства специалистов того или иного профиля, решать надо. Уже сегодня есть целевое обучение. Возможно, его недостаточно. Тогда надо продумать вопросы с введением частичного распределения. Не знаете как, обращайтесь, разъясню на пальцах. Нет таких вершин, которые нам не покорялись.
P. S. Забыл совсем. Заголовок не случайный. Если кто помнит, первые, на моей памяти, санкции, закон Джексона-Вэника, были, косвенно, связаны с распределением. Точнее, с бесплатным образованием. Ввели их, когда Союз отказался выпускать евреев в Израиль. Не всех, к кому-то вопросов не было. Были совсем тяжëлые случаи с носителями секретов, тем вообще закрыто было всё. Но и остальным, кто получил высшее образование, заявили - платите за него и уезжайте. Это без оценки, просто информация.