Сразу оговоримся — это воспоминания о нашем первом визите в Пятигорск десятилетней давности. Были ж времена, когда приходилось странствовать без навигатора в смартфоне! :) Многое за это время поменялось, но над многим время не властно. Пару лет назад мы решили пожить недельку в Пятигорске — и город показался нам ещё уютнее, хотя глянулся уже с первого раза. Впрочем, вернёмся к дневникам...
Пятигорск встретил нас неприветливо и прохладно. Но мы по привычке пошли от вокзала пешком, чтобы немного посмотреть на город. На первый взгляд он производит весьма приятное впечатление. На второй, впрочем, тоже. Широкие зелёные улицы, правда, с очень узкими тротуарами, много старых домов, тишина, спокойствие… Хотя, конечно, подальше от исторического центра всё не совсем так. Но пока нам там делать нечего. Пока мы держим путь в так называемую курортную часть города… Караоке «У Печорина» с выравнивателем фальши — это оттуда.
Наш путь сложился так, что дабы добраться до музея Лермонтова, надо было бы сначала подняться длиннющей и высоченной лестницей почти в небеса — к памятнику Ленину. Или сделать «петельку» вдоль старых домиков — конечно, мы выбрали второе. Первые же два дома, принадлежащие организации «Полиграфист», приятно порадовали нерядовыми формами и богатством таящихся в их стенах сюжетов! И если бы не начавший накрапывать дождик, мы бы застряли в этих очаровательных закоулках сильно дольше!
Но надо было куда-то прятаться от сырости — понятное дело, Машук на сегодня отменяется, а потому можно не спешить и спокойненько походить по музеям. Первая же калитка — дом-музей М.Ю.Лермонтова. Не факт, что при иных обстоятельствах мы не пробежали бы мимо. Спасибо дождю — заглянули. Правда, только в домик поэта — но для первого впечатления и его достаточно.
Очень атмосферное, надо сказать, место! Несмотря на то, что сохранилось очень мало вещей, мебели, бывших тут при жизни поэта, предельно скромный интерьер домика всё же несёт какую-то ауру. Возникает ощущение причастности, времени и безвременности одновременно… Может, поэтому, а скорее из вредности — в домике категорически запрещено фотографировать. Вообще! Бренд, ёлы-палы! Вызов принят — нельзя терпеть бессмыслицу. Жаль только, что качество фотографий хуже, чем могло бы быть, если бы не эти, нарушающие все законы, запреты.
Рядом с музеем очень интересный памятник Лермонтову. Деньги на него собирали по подписке с 1871 года десять лет. И ещё были живы современники Лермонтова, которые подтверждали сходство скульптурного портрета с оригиналом.
Мокнуть под дождём по-прежнему не хотелось, поэтому мы решили пересидеть дождик в первопопавшейся кафешке, где нас развлекали краснокнижный зелёный дятел, которого увлечённо фотографировала Лена, совсем забыв про дождь, и, как водится, громкая, но нейтральная музыка, сменившаяся, как водится, репертуарчиком «Радио-Шансон»: «И твоя раскосая улыбка в бархатном купается вине…»
После такого грех не заглянуть в «Вернисаж» (художественная галерея в здании кофейни Гукасова). За посмотреть на местных мастеров просили двадцать рублей! Оказывается, в плату включено фотографирование. Но шедевров, честно говоря, не густо.
Очень понравились работы ставропольского художника Александра Бабича, одну даже морально были готовы купить, но с собой не оказалось свободных 19000 рублей.
В основном же, конечно, китч с местным кавказским колоритом.
Ну всё — наконец-то мы вошли в курортный парк Пятигорска — «Цветник»! Парк, говорите? Парком это даже как-то неловко называть — так, дань истории.
«В «Цветнике» было много музыки. Много весёлых людей и очень мало цветов. Симфонический оркестр исполнял в белой раковине «Пляску комаров». В Лермонтовской галерее продавали нарзан. Нарзаном торговали и в киосках, и в разнос. Никому не было дела до двух грязных искателей бриллиантов.
— Эх, Киса, — сказал Остап, — мы чужие на этом празднике жизни».
Мы праздника не застали! Ни шума, ни гуляний, ни травы на газонах, ни цветов на клумбах. Не торгуют нарзаном — закрыты старые галереи, а у современного «Цветника» попрошайничает Киса Воробьянинов, но дела у него идут неважно. Хотя, здесь и сейчас он кажется даже как-то более уместным, чем в книжные времена.
«— Мосье, — начал Ипполит Матвеевич, запинаясь, — мосье, гм, гм... же не, что ли, же не манж па... шесть, как оно: ен, де, труа, катр, сенк... сис... сис... жур. Значит, же не манж па сис жур». И ведь подают! Немного, какая-то мелочь в шляпе есть всегда. Интересно, подали бы, если бы он был не Киса? Похоже, Ильф и Петров верно подметили насчёт, так сказать, предпринимательской жилки пятигорцев. В кафе норовят обсчитать, цены на одни и те же сувениры по сравнению с Кисловодскими — ах! Водичку в источниках отпускают по какому-то негласному графику — всё время «санитарный час», в единственном открытом — с нас за воду потребовали два рубчика: «Книжечки показывайте или оплачивайте!»
От Цветника поднялись к смотровой с орлом на горе Горячей.
Повстречали милых, но грустных котиков...
И по пути к Провалу встретили в лесу неизвестного науке зверя с нарисованными глазками и тазиком для подаяний. Мы подозреваем в нём пятигорского ессентука.
Единственное, что по-прежнему бесплатно — это знаменитый пятигорский провал. Хотя, тоже как сказать — эту «нишу» прочно занял Ося Бендер, и надо сказать, дела у него идут гораздо лучше, чем у Кисы. Наверное, потому что быть в Пятигорске и не посетить Провал — нонсенс!
Хотя делов-то — мутная и очень вонючая лужа за решёткой. Но говорят, очень полезная. А ещё рассказывают, что раньше тут народ на плотиках плавал, спустившись вниз в корзине с 41-метровой высоту! А когда прорубили туннель, и потом, когда укрепили на стене икону Св. Пантелеймона — здесь внутри играл симфонический оркестр! Чем же они тут дышали, бедненькие?!
Уф! Свежий воздух! И кстати, шляпа-то у Остапа не бронзовая, а фетровая. Легко, так сказать, уносимая. Видать, не дремлют его последователи!
Почесав окрестных котеек и испив нарзанчика из внезапно открытого по соседству источника, мы решили поискать ещё одну местную достопримечательность — Бесстыжие ванны.
Это оказалось не сложно — достаточно проследить, куда идут люди с пакетиками да принюхаться. Ориентир очень приметный — кафе «Сказки Востока» и вниз за Пироговские ванны.
Да тут столпотворение! И ванночки каскадами. И из каждой торчит голова. И запах! Если б эта водичка не была бы столь лечебной, сказали бы по-честному — вонь! Кажется, даже фотографии впитали сероводород. Мы, правда, к купанию оказались не готовы — шапочки с плавками не захватили, а потому просто погрели в освободившейся нижней и самой холодной ванночке натруженные ножки. А ведь приятно! Вот и появился третий повод вернуться в Пятигорск — бесплатные горячие ванные на «свежем» воздухе. А пока — бегом в электричку, и домой в Кисловодск. Отмываться от серы!
Дело было 4 октября 2012 г.