Найти тему

Как мне повезло с учителями

Учиться! Учиться и еще раз учиться!

(В.И. Ленин)

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Первым моим настоящим учителем была моя бабушка (со своими 4 классами образования), хотя моя мама до сих пор считает себя моим Гуру. Но что для меня важнее? Мнение мама или собственные ощущения и воспоминания, связанные больше с бабушкой, чем с мамой. Нисколько не сомневаюсь в том, что мама работала и думала обо мне, готовила, стирала, купала меня, одним словом любила меня. Но вот учителем моим была больше бабушка, а не она. Бабушка научила меня очень многому, но самое главное она научила меня поступать так, как я поступаю сегодня, справедливо. Она научила меня читать и рассказала мне о том, что справедливость – это качество души присущее людям нашего народа. И рассказала о том, что «по себе людей не судят». Научила меня, что «делу - время, потехе – час». Научила меня «относиться к людям, так как хочешь, чтобы относились к тебе». Объяснила мне, что нельзя проходить мимо несправедливости, так как она обязательно вернётся к тебе. Учила меня понимать людей, помогать им и прощать тех, кто ошибся. Но при этом обязательно пытаться исправить ошибку. Моя мама же учила меня читать быстро и выразительно. Поясняя мне, что выразительное чтение очень важно в жизни и в то же время постоянно просила читать про себя, чтобы не отвлекать её.

Проанализируем, как меня учили читать моя мама – дипломированный специалист, учитель, и моя бабушка – человек с начальным образованием. Слова мамы не находили практического применения и расходились с её поступками. Говоря, что нужно читать выразительно, просит читать про себя, чтобы не шуметь. Говоря, что чтение очень важно, даже не обсуждала со мной прочитанное, так как у неё не было на это времени. Да, чисто технически мама познакомила меня с буквами и звуками, но читать меня научила моя бабушка. Это она рассказала мне для чего нужны книги. Именно бабушка привила мне любовь к чтению, постоянно обсуждая со мной прочитанное. Она учила меня понимать прочитанное, задавая простые, но противоречивые вопросы. Показывала мне, что каждый персонаж не просто живёт, а приносит пользу своим существованием. С бабушкой книжный мир становился моей реальностью. Её слова не расходились с делом. Она мне рассказала, что образование создало образ обученного человека. Человека, которому в жизни легче, чем не обученному, и учителя стараются учеников сделать похожими на этот образ. Все учителя разные, но это честные и самоотверженные люди, которые всегда жили ради своего народа. При царе они преподавали в земских школах, их ещё называли народными школами. Во время гражданской войны и во время ВОВ многие учителя шли на фронт командирами, другие учили детей грамоте в тылу, стараясь сделать наш народ лучше. И сейчас учителя уважаемая профессия, так как без обучения очень сложно жить и работать. Даже взрослые люди постоянно учатся. Бабушка научила меня самостоятельности во всём и в первую очередь в обучении.

Сегодня я сам учитель начальных классов. И своих учеников я учу двум вещам в течение четырёх лет начальной школы – это самостоятельности и умению помогать другим людям. Все дисциплины, которые они изучают в школе идут приложением к обучению этим двум жизненно необходимым навыкам. Я знакомлюсь с учениками, с их родителями, узнаю, кто они и чего хотят от этой жизни, а затем начинаю им помогать добиваться успеха. Прежде чем дать задание, я объясняю, что мы будем делать и зачем нам это нужно. Нет. Я не рассказываю тему урока, я не показываю, как нужно делать задание. Я заставляю ученика думать. Думать, как решить проблему. Реальную проблему, а не учебную задачу. После того, как ученик понял, что решённые им проблемы имеют место быть в реальной жизни, мы с ним приступаем к выполнению учебных заданий. Именно такая последовательность: Осознание проблемы в жизни – поиск решения данной проблемы – выполнение учебных заданий, предложенных авторами учебников или рабочих тетрадей.

Ключевая проблема для меня на моих уроках заключается в том, что дети говорят: Как быстро проходят уроки, мы только начали работать, а уже звонок. Ну, Вы поняли, наверное, – время – это главная проблема образования, вернее его отсутствие. Мне не приходится на уроках с моими детьми заниматься их мотивацией. Мне приходится искать время на то, чтобы успеть сделать как можно больше из того, что дети хотят сделать. А они хотят многого: и пообщаться, и рассказать, и показать, и выступить, и похвалу получить.

Как сказала Агния Барто:

А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А времени на всё это отводится с «гулькин нос». В образование в начальной школе для чего-то ввели изучение иностранных языков, хотя времени даже на русский язык нет. Для чего-то ввели кучу предметных тем, которые не имеют к жизни школьников никакого практического отношения, так называемое интеллектуальное развитие, которое вместо развития ставит ребёнка в тупик, так как не соответствует его возрасту, а опережает его, и дети попадают в ситуацию «непонятых» ими понятий, выражений, тем, целых разделов, даже целых учебных дисциплин, которые становятся нелюбимыми сложными предметами.

Но я считаю себя хорошим учителем, так как я, до сих пор, каждый день учусь. Я стараюсь помочь детям стать взрослыми и не «изобретаю велосипед». Когда ко мне попадает какой-то новый документ от руководства я не пускаю его сразу в работу стараясь угодить начальству. Я его анализирую и поступаю в интересах детей.
И как показывает время, такое отношение оправдывает все затраты.