Найти в Дзене
99developers

Платформа. Что это такое и чем они отличаются от продукта.

Оглавление

Какие софтверные продукты вы используете в своей компании? GMail для почты и Google Docs для работы с документами, используете Jira или другой таск-трекер, Slack для обмена сообщениями, Zoom или Google Meet для онлайн звонков, Miro для онлайн досок, Notion для внутренней документации, github или gitlab для работы с кодом, figma для дизайна. Много разных продуктов и не всегда их легко интегрировать друг с другом. А было бы круто нарисовать дизайн в Figma и закрепить его сразу в Notion и запинить в рабочий канал команды в слаке.

Есть очень крутая статья от HubSpot на тему того чем отличаются платформы от продуктов. Здесь я приведу основные мысли о разнице продуктов и платформ со своими рассуждениями и примернами на Dodo IS.

Продукт – это набор инструментов от одной компании, который поставляется одним общим пакетом, решает 1-2-3 конкретные задачи. Когда у вас большой бизнес, скорее всего у вас много разных продуктов, как-то интегрированных друг с другом. Иногда интеграция в продукте с другими вообще не предусмотрена и он может работать только “сам в себе”, решая конкретные задачи.

Ключевое определение платформы, которое дается в статье что Платформа – это набор программного обеспечения, экосистема ресурсов, которая работает на рост бизнеса. Платформа обеспечивает этот рост за счет подключения сторонних продуктов и ресурсов. Ценность платформы растет с ростом ее возможностей и возможностей использования того или иного продукта внутри платформы.

Подключение внешних ресурсов

В этом определении есть одна важная деталь. Речь не только про подключаемые продукты, но и про ресурсы вообще. Это может быть аутсорс или аутстафф, временный или постоянный, на конкретный небольшой проект или большую работу на годы. Хорошую платформу от плохой отличает простота этого подключения, возможность работать независимо в своем окружении, взаимодействуя с платформой через API.

Объясню на примере Dodo IS, уже давно реализованный пример с плагинами для касс. Каждый раз когда мы выходим в новую страну, мы интегрируемся с местными чековыми принтерами, кассами, налоговой. Для PoS терминала не важно, в какой он стране, чек он и в Африке чек. Но детали того как этот чек печатается, какая информация на нем отличаются. Мы создали систему плагинов и теперь любая подобная интеграция может делаться независимо от Dodo IS, взаимодействуя с ней через API контракт. Мы можем привлекать любое количество команд на аутсорс чтобы реализовать интеграцию в конкретной стране. Так работает платформа.

Подключение внешних продуктов и гибкость

Если платформа является основой экосистемы вашего бизнеса, вам не нужно ограничиваться одним набором продуктов - вы можете добавлять и убирать новые приложения и инструменты по мере роста и изменения вашего бизнеса, без необходимости начинать все с нуля или заниматься сложной миграцией.

Причем вы не ограничены тем кто именно разрабатывает конкретные конечные продукты. Сегодня вы можете делать что-то сами, а завтра взять готовый инструмент с рынка. Или наоборот, начать рост с готовым и доступным на рынке инструментом, а затем постепенно двигаться в создание своего продукта, который лучше адаптирован непосредственно под ваш бизнес.

В Додо есть примеры как одного, так и другого подходов. Сердце системы Dodo IS – трекинг. Система, подсказывающая пиццемейкерам какие пиццы готовить, какие ингридиенты надо убрать или добавить. Трекинг мы всегда разрабатывали сами, кастомизировали его под Кофе и Донер, но к нему надо относиться именно как к конечному отдельному продукту. Сегодня он – часть платформы Dodo IS, но он так же отдельный конечный продукт в платформе, который сегодня может выглядеть так, а завтра измениться или быть замененным на другой.

Что нужно чтобы такая гибкость работала?

Для того чтобы это работало действительно так, важно соблюдать два ключевых фокуса при разработке платформы:

  1. API everywhere. Любое взаимодействие между продуктами платформы осуществляется через API.
  2. Доступные данные. На данных строится принятие решений, данные, которые генерит один продукт, могут использоваться десятком других продуктов внутри платформы. Даете ли вы такой доступ через дата-платформу или просто выставляете API с данными наружу – ваш выбор.