Есть одно известное место из посланий апостола Павла: "Как это бывает во всех христианских Церква́х, женщины ваши в собраниях пусть молчат, ибо им положено не говорить, а подчиняться, что и в Законе сказано. Если же они что-то хотят узнать, пусть расспрашивают дома своих мужей, так как в собрании женщине говорить неприлично." (1 Кор 14:33-35). Хотя кто-то ригористично воспринимает эти слова как, например, прямой запрет на проповедь женщины в храме или по крайней мере на её крайне приниженное положение, всё-таки на практике эти слова у нас по факту не соблюдаются, и женщины совсем не молчат: женщины и поют, и даже руководят хором, и читают богослужебные тексты, и общаются во всевозможных случаях. Это противоречие почему-то мало кого смущает. Но оно не единственное, а есть ещё одно, куда более существенное. Дело в том, что это место из послания прямо противоречит другим словам из этого же послания: "всякая жена, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, бесчестит свою голову" (1Кор 11:5). Здесь апостол прямо констатирует, что женщина может в Церкви молиться (по-видимому, имеется в виду, что вслух) и пророчествовать, лишь бы только делала это "с покрытой головой", как это соответствовало культуре и обычаям того времени. Но при этом "должна молчать". Как это, апостол противоречит сам себе в одном письме?
На самом деле, скорее всего приведённый в начале отрывок 1Кор 14:33-35, столь популярный и широко растиражированный в современной церкви (куда больше многих других) – это, по-видимому, более поздняя вставка в текст послания, это совсем не слова апостола Павла. Косвенно это подтверждается тем, что в некоторых древних рукописях эти стихи находятся в другом месте, после 40 стиха. Посмотрим на 14 главу целиком, и заметим, что 1 Кор 14:33-35 разрывает текст и его логику. Апостол пишет о том, чтобы пророчества и говорение на языках происходило по порядку, умеренно и чинно: "Духи пророков пророкам подчиняются, потому что Бог [желает] не беспорядка, а мира". Затем вдруг упомянутый пассаж про женщин, а потом вдруг опять: "Итак, братья мои, стремитесь пророчествовать, но не запрещайте и языка́ми говорить; только пусть всё будет благообразно и упорядоченно".
Если убрать стихи 33-35 и таким образом попробовать восстановить оригинальный текст, получится: "Так вы сможете пророчествовать все, один за другим, чтобы все учились и все поощрялись. Духи пророков пророкам подчиняются, потому что Бог [желает] не беспорядка, а мира. <...> Или, быть может, слово Божье от вас вышло? Или к вам одним пришло? Тот, кто считает себя пророком или духовным человеком, должен понять: то, что я вам пишу, - заповеди Господни. Ну а кто этого не понимает, и пусть не понимает. Итак, братья мои, стремитесь пророчествовать, но не запрещайте и языка́ми говорить; только пусть всё будет благообразно и упорядоченно".
А теперь посмотрим на привнесенные стихи 33-35. Они явно параллельны и как бы имитируют соответствующее место в послании, где Павел упоминает женщин (1Кор 11:7-9): "И как муж не должен покрывать себе голову, будучи образом и славою Бога, — так и жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и, ведь, не создан был муж ради жены, но жена ради мужа". И так далее, и в конце 1Кор 11:16: "Если же кто думает спорить, то мы такого обычая не имеем, ни церкви Божии." Здесь делается акцент на соотношение жены и мужа и на том, что речь идёт об обычае всех других церквей. 1 Кор 14:33-35 точно такой же, с точно такими же акцентами: "ибо им положено не говорить, а подчиняться, что и в Законе сказано" (стих 34) и "как это бывает во всех христианских Церква́х" (стих 33). Только Павел запрещал женщине молиться и пророчествовать "с непокрытой головой", а здесь тот, кто исправил текст, запрещает ей вообще в принципе молиться и пророчествовать. Заметна и параллель с 1-м посланием к Тимофею: "Женщина в тишине да учится со всякой покорностью..." (1Тим 2:11). Согласно научному консенсусу, это послание точно не является текстом апостола Павла, но относится к более позднему времени.
Эта ветхозаветная и иудейская по духу интерполяция 1Кор 14:33-35 явно противоречит духу посланий апостола Павла. В иудейских синагогах и в иерусалимском храме присутствие женщин только лишь допускалось в специально огороженном месте. О христианских собраниях мы не имеем подобных свидетельств. Наоборот, апостолы "были единодушны в постоянной молитве с женщинами и с Мариам, Матерью Иисуса" (Деян 1:14). Известно и об особо почитаемых в Церкви служениях вдов, дев, диаконисс и пресвитерид.
Каков же вывод? Женщине можно молиться и пророчествовать в храме вслух, а значит и проповедовать, лишь бы это было прилично, благообразно, чинно и церковно. Женщина может служить Богу и Его Народу в Церкви. Ибо, как пишет апостол Павел, во Христе нет ни мужского пола, ни женского: "Нет Иудея, ни Еллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы — одно во Христе Иисусе" (Гал 3:26), все – братья и сёстры у одного Отца.