Найти тему

Как школьнику понять смысл жизни?

Интервью протоиерея Димитрия Смирнова телеканалу "Мир". Интервью берёт корреспондент Клавдия Сёмкина. Это интервью предназначалось для программы "Вместе", и, действительно, 15 секунд из отснятого материала вошли в программу "Вместе" ТК "Мир" от 31 марта 2013 года.

– Недавно Вы предложили ввести в школе такой предмет, как смысл жизни. Почему школьников нужно учить смыслу жизни?

– Не то чтобы предложил, у меня просто была такая беседа, в которой я говорил, что мы учим разным предметам, в принципе очень полезным, развивающим, а есть вещи, которые насущно необходимы. Читал лекцию и среди прочего сказал, что школьные предметы ориентируют человека в жизни, что он может выбрать между алгеброй и географией и каким-то другим предметом, как бы знакомится с достижениями человечества, чтоб он каким-то образом приготовился к большой взрослой жизни. А самый главный предмет – это, вообще-то, смысл этой жизни. Потому что просто в алгебре нет смысла жизни, там есть некоторый выбор направления деятельности, вот и всё.

Если школа ставит задачу – готовить к взрослой жизни, то должны быть такие предметы, как смысл жизни, семья. Обязательно.

– А косвенно, литература, допустим, не учит смыслу жизни?

– Вот я слышал, что такой писатель, как Иван Андреевич Крылов, который этому учит, исчезает из программы.

– Ещё же очень много есть писателей.

– Литература косвенно может этому учить, но она не охватывает весь спектр проблем.

– А почему именно школа должна это делать, когда есть родители, которые, собственно, для этого и существуют?

– Отлично. Во-первых, примерно у половины детей пап нет. Маму не видят, потому что она вынуждена, как папа, работать. Ребёнок предоставлен сам себе. И школе в какой-то мере теперь приходится брать на себя функции семьи, этим вопросом заниматься. Хотя, конечно, в последние 20 лет школа самоустранилась от этого. Но, на самом деле, если не будет стоять такая государственная задача, то тогда мы вообще народ не воспитаем, будет разброд и шатание, преступность и пьянство, потому что человек, который не знает смысла жизни, легко находит его в суррогатах.

– А, собственно, в чём смысл жизни?

– Вот Вы давеча сказали мне, что для вас смысл жизни – это семья. Это неплохой смысл. Но человек принадлежит двум мирам: миру земному и миру небесному. Ну, например, поэзия целиком принадлежит небесному миру, она устремлена туда. Поэтому у человека есть как бы два плана бытия. Что касается семьи, это земной план, а небесный тоже нужно рассматривать. Каждое действие человека всегда духовно-нравственно окрашено. Любое действие – либо добро, либо зло. И кто-то должен сказать об этом детям.

– Ну, это всё вкладывается из семей. А школа? Вообще, кто может этому учить? Преподаватели?

– Семьи у нас полуразрушены. У нас в стране наполовину разрушена семья. Поэтому теперь мы уже не можем уповать на семью. На некоторые семьи – да, так называемые благополучные. Мы даже их выделяем. А в основном, конечно, до благополучия очень далеко.

– Хорошо, а кто тогда будет преподавать такой предмет?

– Мы же взрослые люди, должны озаботиться.

– А какие варианты могут быть? То есть это надо учителей специально квалифицировать?

– Возможно, а может быть какой-то сделать курс для 5-6 класса. А имеет смысл только в этом возрасте учить, что есть добро, что зло. Потому что в этом возрасте человек что-то способен запомнить, а постарше они уже такие нигилисты. Всё высмеивают, перенимают манеру взрослых. Сейчас же по любому поводу принято в обществе ёрничать. Ничего нет, ни святого, ни чего-то фундаментального, всё сплошные «хи-хи-хи» да «ха-ха-ха». У каждого неуча должна быть точка зрения, которую он изо всей дурацкой мочи ещё должен отстаивать, поэтому здесь ситуация гораздо хуже.

А вот в 5-6 классе им рассказать об этих главных вещах. Детей убивать нехорошо или нехорошо бросать жену. А если случился развод, нехорошо бросать детей, а у нас ведь 90 процентов даже алименты не платят. Воровать нехорошо. Почему? Очень важно детям знать почему. Потому что просто так «Будь хорошим мальчиком» – это до четырёх лет. А детям с 5 класса нужно уже обоснование. Особенно, если «почему они так делают? А почему я?». Мне представляется это очень важным.

– Вот, процитирую вас. Вы сказали, что новый предмет поможет школьникам жить по законам Божьим. А что делать, если в классе не только православные, но и иудеи, мусульмане или атеисты?

– Я вообще в своей жизни встречал два раза атеистов.

– Два?

– Два. Это в рамках погрешности. А потом этот предмет с удовольствием все религиозные люди воспримут. Мы будем на этом предмете обучать не вере, а тому, что именуется «общечеловеческими ценностями». Потому что бросать жену – это и у иудеев, и буддистов одно и то же. Или менять её, когда жена немного устарела. Как вот мой старый Бентли, я меняю на новую модель, на модный цвет.

Человек есть высшая ценность из творений Божьих, а женщина – это венец этого творения. Это же кто-то должен объяснить, иначе, откуда появятся рыцари, будет появляться одно хамьё. Вы не против?

– Нет.

– Ну вот, главное, чтобы Вы были моим союзником.

– А вот многие известные люди, наоборот, против, объясняя это тем, что вообще Церковь не должна вмешиваться, что, если такие идеи идут от Церкви, то это не нужно.

– Это не от Церкви идёт, это от меня. Я в данном случае не выступаю от имени Церкви. От имени Церкви у нас может говорить только один человек – это Святейший Патриарх, может быть Священный Синод или Архиерейский Собор. А я выступаю исключительно как частное лицо. Это во-первых.

В данном случае как педагог, потому что у меня образование соответствующее, и всю жизнь с детьми занимаюсь. Тут в этом смысле абсолютно нейтрально, стерильно, я бы сказал. То, что я священник, так у меня служение такое.

А потом, что значит «известный»? Это что, уже карт-бланш? У нас самый известный человек в стране – это Борис Абрамович. Нет россиянина, который не знает, кто такой Березовский. И что? Его мнение что-то значит? И не значило. Мало ли какие-то известные люди, например, какой-то известный певец. А почему мнение певца, который какую-то песенку может спеть, что-то может значить. С какой стати? Или спортсмен? Или политик? Ещё смешнее. Представляете, какой-то политик, а его мнение что-то значит. Таких политиков может быть наберётся двое-трое. Кто-то, какая-то часть хотя бы услышит, что он сказал. А так, известность… Самые известные люди – это чемпионы по бейсболу или ещё что-то. А чемпионы по конкуру уже никому не известны, только специалистам.

– А вот такая ситуация. Я родитель, у меня есть дети, и тут моего ребёнка хотят в школе учить смыслу жизни. Я, может быть, не хочу, даже если преподаватели хорошо будут нести это. Может, мне это не нужно, может, я считаю, что я сама могу научить.

– А я не хочу, чтоб моих детей учили, допустим, по курсу «Секспросвет». Вот не хочу, а они всё равно внедряют. Я вот не хочу, чтоб моих детей учили всяким в кавычках «демократическим технологиям». Я, вот например, анархист, и не хочу, чтоб моим детям преподавали обществоведение, конституцию. И что?

– Просто смысл жизни – такая тонкая вещь, которая закладывается…

– А обществоведение – не тонкая?

– Это конкретная наука.

– Ну и это конкретная наука.

– Конкретная, прям вот по пунктам?

– Ну, убивать хорошо или плохо? Это не конкретно? Вот взял убил человека?

– То есть просто по заповедям или как?

– Проще некуда. Есть, конечно, кодекс такой. Десятисловие Моисеево, например. Каждый культурный человек обязан это знать. Мы же принадлежим этой культуре.

– Думаю, все это и так знают.

– Да что Вы?

– Конечно.

– Хорошо, если Вы мне 10 заповедей перечислите, я Вам сейчас выдам премию.

– Нет, не перечислю.

– Вы перечислите только три заповеди, а семь забудете. Почему? Потому что Вы их никогда не знали. А ведь есть такая важная для современного молодого человека заповедь «Не сотвори себе кумира».

– Знаю эту заповедь.

– Ну вот. Детям нужно это объяснить, почему.

– Почему?

– Вы же не ребёнок.

– Просто почему?

– Потому что кумир есть ложный бог. У человека должна быть в голове и в сердце система ценностей. Когда на месте чего-то высшего встаёт что-то низшее, человек в духовном пространстве дезориентируется. Вместо того, чтобы, например, идти в больницу и лечиться, он идёт к знахарю и погибает. Потому что на месте медицины, которая творит чудеса, у него стоит какой-то полоумный знахарь, да ещё и жулик.

– А если я не хочу, чтобы кумиром у моих детей был Бог. Я хочу, чтобы это был, скажем, любой деятель, который мне нравится.

– Тогда желательно детей у Вас даже изъять, так как …

– То есть обязательно? А если я вообще никак не хочу ребёнка относить к вере?

– Есть такие традиционные, окрашенные тысячелетней культурой общечеловеческие ценности. Туда входят, например, Вильям Шекспир или, для русских, Александр Сергеевич Пушкин. В систему образования человека, чтобы он был образован как человек, десять заповедей должны входить. Потому что вера не зависит от того, был в школе такой урок или нет. Если сердце раскроется навстречу Богу, он будет верующим вопреки всему. Если нет, то нет. Но знать совершенно необходимо. Хотя незнание Уголовного кодекса не освобождает от наказания, всё-таки предпочтительнее знать.

– А в чём для Вас смысл жизни?

– Для меня в моём служении. Я нашёл для себя оптимальный вариант.

– Ещё вопрос. Ребёнок проходит этот курс и…? Выходит с чем?

– Он ещё не выходит, он продолжает учиться алгебре, геометрии, истории.

– А после этого курса?

– Перед ним ставятся некоторые вопросы, которые дают импульс, чтобы продолжать мыслить в этом направлении. А так, пусть читает Монтеня, например, или того же Ивана Андреевича Крылова или «Капитанскую дочку». И сравнивает, что Фёдор Михайлович, что Александр Сергеевич, что Иван Сергеевич, что Николай Алексеевич по этому поводу говорили. А что Блез Паскаль? А что Сократ с Платоном? О чём они беседовали? Пусть отыскивает.

– То есть предмет будет ориентирован не на какую-то конкретную установку, а самое главное – дать импульс.

– Самое главное – конечно, импульс на установку таких, например, вещей, чтобы не было у нас такого, что восемь школьников забили насмерть ногами девятого. Спрашивается, зачем вы это сделали? «Ну, как-то от нечего делать. А потом, чего он там выпендривается?». У них нет никакого смысла, ни понимания ценности жизни, ни понимания чужой боли.

Мы взрослые люди. В силу того, что семьи у нас в большом количестве случаев ущербны, школа может попробовать взять это на себя. Я думаю, что в тех школах, где появится учитель, который серьёзно к этому подойдёт, хотя бы в этих школах улучшится ситуация, где этот предмет будет неформальный.

– А если будет школа, где учитель несерьёзно к этому подойдет и как-то может исковеркать эту идею?

– Такая же возникнет ситуация, как в школах, где историки, словесники коверкают отношение к родной литературе детей. То же самое будет.

– Просто это уже будет намного серьёзнее.

– Нет, не намного. Когда халтура, дети выключаются. Они это очень хорошо различают.

– Спасибо большое.

– Пожалуйста.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/