Если еще лет десять назад, бытовала такая фраза, что «быть родителем – самая трудная работа, но этому, к сожалению, не учат». То сегодня ситуация в корне изменилась, и для родителей, желающих повысить свою «родительскую компетентность», существуют многочисленные школы, курсы, тренинги. Также в помощь родителям психологи, имеющие соответствующую специализацию по вопросам воспитания, и при этом еще, «море» просветительской литературы по психологии и детско-родительским отношениям.
Ключевая фраза – «родители, желающие повысить свою «родительскую компетентность…»
Очень часто, когда родители приходят к психологу с запросом: «трудный, неуправляемый ребенок», и практически никогда родители не приходят к психологу с запросом: «помогите разобраться, я делаю что-то не так со своим ребенком».
Много лет назад, когда образовательный рынок не мог предложить родителям ничего, где бы они могли получить знания и навыки по вопросам взаимоотношений с ребенком, я получила предложение от руководителя «детского развивающего центра», что-нибудь придумать «такое-эдакое» для родителей.
Суть запроса была такова, пока дети занимаются – родителей тоже можно было чем-нибудь занять интересным и полезным.
И я решила организовать «Школу для родителей». Написала программу, определилась с темами, получила «добро» от руководства, и… в короткий срок была набрана первая группа моих новых, теперь «взрослых» учеников…
Так получилось, что в группе оказались родители разного возраста: и молодые, и зрелые. Пришли учиться и мамы, и папы, а были – две молодые супружеские пары, пришли учиться вместе, для того, чтобы не было никаких разногласий в вопросах воспитания.
Начались занятия: два раза в неделю по 2 часа.
Первые две недели группа из двенадцати человек занималась, как говорится, «все по плану»: посещаемость 100%, домашние задания почти выполнялись, на занятиях были все активны…
Так как занятия проводились в тренинговой форме, родители с большим желанием работали в группе, в игровой форме разбирали трудные ситуации. Пока разбирали поведение ребенка в конфликтной или трудной ситуации, все было хорошо, делились эмоциями, впечатлениями, НО…
Начались первые трудности, когда начали разбирать эти же трудные ситуации, но уже – поведение родителей, и оказывается, большинство моих взрослых учеников были в полной уверенности, что это дети какие-то не такие, и в том, что они ведут себя не правильно, родители точно "не при чем".
Помните, в начале статьи я писала, что при посещении психолога, родителям в голову не приходит, скажу словами известного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, что: «Проблемные, трудные, непослушные и невозможные дети, также как дети с комплексами, забитые и несчастные – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и неправильного воспитания».
После занятия, на котором родители узнали, что причина плохового поведения ребенка, в них самих, «наши ряды стали редеть», и до конца всего курса обучения дошла только половина группы, но зато, каковы были результаты!
Мы постепенно, от урока к уроку не только находили собственные "родительские шибки", но и учились «вести себя по-новому», отрабатывали навыки правильного поведения, дома эти навыки применяли на практике, и перемены в поведении ребенка, да и в семейных отношениях, были «налицо».
К сожалению, не знаю, чьи это слова, но они мне очень нравятся: «Быть родителем — это не о том, как растить своих детей, а о том, как расти самому».
"Если общение с вашим ребенком приносит вам больше огорчений, чем радости, или вообще зашло в тупик, значит, вам не хватает знаний и умений в таком важном деле, как воспитание ребенка, но вы должны знать, что это дело поправимо", - Ю.Б.Гиппенрейтер.
Необходимо ваше желание, ваши усилия и старания.
Я хочу поделиться своим опытом обучения родителей по моей трехуровневой программе «Школа для родителей» и рассказать, как мы учились, какие темы были особенно трудны, востребованы, и какие результаты мы получили.
Как всегда жду ваших комментариев.
Ваша Г. Молькова.