Найти в Дзене

Византийское искусство. Мануил Панселин, блистательный иконописец творивший на Афоне.

Об иконописце Мануиле Панселине сказать можно весьма немногое. До нас не дошли ни сведения о месте, точном времени его рождения и смерти. От него самого нет никаких письменных трудов и не известно, были ли они вообще. Всё, что мы знаем о нём- он оставил нам в своих прекрасных фресках, многие из которых целы и по ныне на Афоне и за его пределами.

Его техника изучается по сей день, ему подражают, учатся и вдохновляются им. Его фрески бережно оберегаются монахами и светскими властями, так как все осознают, какую ценность они имеют для христианского мира и культуры в целом. Фрески Мануила можно видеть во множестве православных монастырях Афона. Они присутствуют в Успенском Соборе Протата, в Ватопедском монастыре, в монастыре Пантократор и в Великой Лавре Святого Афанасия.

Русский богослов и профессор Александр Петрович Голубцов в своих лекциях о церковной археологии и литургике говорил следующее : " на Афоне ... жил какой-то знаменитый живописец Мануил Панселин — полуисторическая личность, оставившая по себе очень громкую славу на Афоне, но, к сожалению, слишком скудные сведения о своем происхождении, об обстоятельствах жизни и своих трудах. По словам позднейшего предания, «он, как луче­зарное солнце, воссиял в Солуни (Салоники/ Фессалоники - прим. автора) и, блистая лучами живописного искусства, как некое солнце и светозарная луна, превзошел и затмил всех древних и новых живописцев».
Карта Греции. Место жизни и работы мастера выделено красным.
Карта Греции. Место жизни и работы мастера выделено красным.

Мануил Панселин был ярчайшим представителем македонской иконописной школы, живя и работая в конце 13 и начале 14 века, в период правления династии Палеологов. Он абсолютно заслуженно выделяется среди многих иконописцев той эпохи, как впрочем и всех иных. Изящество, возвышенность и проникновенность его работ восхищают. Недостижимая красота его фресок завораживают и остаются навсегда в памяти.

Я не искусствовед и не обладаю поэтическими способностями, чтобы описать всё великолепие которое сотворил Мануил, поэтому предлагаю читателям всё увидеть своими глазами -

"Славный живописец не остался без продолжателей; после его смерти афонские монахи с особенною любовью и большим тщанием разыскивали произведения Мануиловой кисти и подражали им, как образцу недосягаемого совершенства..." - А.П. Голубцов.
Уже в 18 веке, афонский иконописец и теоретик Дионисий Фурноаграфиот брал фрески Мануила за эталон иконописи, в своём труде "Ерминия (руководство- прим. автора) или наставления в живописном искусстве" уделяет Мануилу множество глав, и в частности пишет следующее : "Итак, любознательный ученик, знай, что когда ты пожелаешь заняться этим художеством, постарайся найти опытного учителя, ... Когда же попадется тебе учитель неграмотный и неискусный, то ... отыщи некоторые произведения кисти славного Мануила Панселина, и изучай их долго ..."

Являясь выразителем совершенного мастерства, Мануил Панселин тем не менее, строго придерживался византийской традиции иконописи и не стремился произвести "революцию" в этом направлении. Он, без сомнения имел возможность ознакомиться с западной стенописной традицией того времени, но в отличие, от некоторых своих последователей, соблазнившихся в конце концов итальянской техникой, твёрдо держался православного, римского искусства.

Итальянский современник Мануила Панселина, Пьетро да Римини. Представитель риминийской школы. Фрагмент фрески "Поклонение волхвов". Родился примерно в 1280 году, умер примерно в 1350 году.
Итальянский современник Мануила Панселина, Пьетро да Римини. Представитель риминийской школы. Фрагмент фрески "Поклонение волхвов". Родился примерно в 1280 году, умер примерно в 1350 году.

Собственно говоря, для Мануила было бы очень странно черпать идеи у итальянских мастеров, ведь как говориться - "яйца курицу не учат". Тот же Пьетро да Римини был учеником выдающегося художника "проторенессанса" Джотто ди Бондоне (жил с 1266 по 1337 годы), который в свою очередь рос в окружении искусства византии и стремился превзойти его.

Как ни прискорбно это признавать, но у византийского искусства того времени было мало шансов. Государство, постоянно терзаемое со всех сторон врагами, не могло уже как раньше поддерживать своих творцов. В то же время, в итальянских городах мы наблюдем свыше сотни имён знаменитых художников, которые пусть и получившие все начатки своего ремесла у ромейских мастеров, в конце концов затмили византийцев, пусть ни качеством, но числом. Всё это напоминает нам недавние времена, когда наша страна наводнилась чужеземными фильмами, музыкой- культурой в целой. Может быть, именно такие как Мануил Панселин, станут для нас лучезарным солнцем и маяком среди зубастых утёсов, который укажет нам дорогу к возрождению истинно православного искусства, так униженного нашими же предками и иноземцами в прошлом столетии.

Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.