Последнее время началась мощная информационная атака на электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ). Депутаты и чиновники разных уровней призывают к их запрету в городах. Предлагают оставить возможность использовать лишь в парках.
Эх, как же далеки наши властьимущие от реальной жизни! Неужели они действительно думают, что люди ездят на СИМ лишь для развлечения? Если бы это было так, то вряд ли конторы, сдающие их в прокат, процветали и имели возможность держать парки из тысяч единиц.
Нет, для многих, особенно молодёжи, электросамокаты стали частью городской инфраструктуры, альтернативой другим видам транспорта – метро, трамваю, автобусу, автомобилю. Причём, во многих случаях, более удобной альтернативой.
В том же Питере, полно мест, удалённых от станций метро на 5 и более километров. Идти пешком – слишком долго. Ждать автобуса? Но они тоже имеют недостатки – не всегда есть подходящий маршрут, без пересадок; порой переполнены, из-за пробок могут ехать с такой скоростью, что быстрее дойти самому. В таких условиях отлично понимаю людей, использующих СИМ.
Электросамокаты заняли пустующую нишу в системе городского транспорта, как дополнение к метро и автобусам. Они хороши там, где пешком слишком далеко, а общественный транспорт недостаточно гибок. Этим объясняется их популярность и наличие круга приверженцев. А то, что СИМ можно взять в прокат – лишь увеличивает их удобство: не нужно занимать место в квартире, беспокоиться что украдут, позволяет комбинировать с другими видами транспорта.
Да, для большей части людей, использующих СИМ – это именно средство передвижение, а не развлечение. Они едут на них на работу, учёбу, по другим делам. Эти люди приносят пользу всем – ведь иначе ехали бы в общественном транспорте, занимая в нём места, или, что того хуже – на личном автомобиле, увеличивая пробки, шум и отравляя воздух.
Сам я электросамокатами не пользуюсь (брал лишь один раз в прокате из любопытства). Но не считаю, что нужно требовать запретить всё, что не нужно лично мне. Человеческий социум строиться на взаимном учёте интереса всех групп населения, в том числе не самых многочисленных. Даже если интересы одних групп населения, несколько ущемляют интересы других. Иначе наступил бы хаос в общественных отношениях – кто-то требовал бы вместо детских площадок сделать парковки, другие хотели бы запрета прогулок с собаками, а третьи – возможности слушать музыку или производства ремонтных работ.
Чиновники боятся всего нового. Вместо того что бы развивать, проще запретить. Они же, в своё время, пытались ограничить распространение мобильной связи, запретить интернет для частных лиц, ввести оплату сбора грибов.
Свои запретительские порывы они обосновывают опасностью электросамокатов. Приводят цифры, что в РФ в прошлом году в ДТП с участием СИМ погибло 19 человек. Много это или мало? Ну, для сравнения, в ДТП с участием автотранспорта за тот же период погибло более 14 тысяч человек; значительная часть из них – пешеходы (наезд на пешехода – второй по количеству вид ДТП, в двух третях случаев – виноват водитель). Причём, не редко сбивают и на тротуарах, и на переходах. Бывают случаи, когда пьяный водитель выносит автобусную остановку с 5-6 жертвами – никакой самокатчик такое совершить не сможет при всём желании. Другими словами, даже находясь на тротуаре и соблюдая все правила дорожного движения, вероятность того, что пешехода собьёт автомобиль в десятки раз выше. Но почему же тогда чиновники хотят запретить СИМ, а не автомобили? Наверное, потому что сами гоняют на авто (и не всегда трезвые).
Я прошу прощения, мои сравнения могут быть не слишком уместны, но в РФ больше людей гибнет, катаясь на ватрушках или горных лыжах, не говоря уж о утопших (1945 человек за лето 22 года), пожарах (7079 человек за 22й год), попали под поезд (3500 ч-к), в результате преступлений (21 тысяча).
Увы, нужно бояться не электросамокатов, а совсем других опасностей. Но средства массовой информации каждое происшествие с участием СИМ раздувает до невероятной степени, в результате чего у населения складывается совершенно искажённая картина. Некоторые впечатлительные люди начали воспринимать электросамокатчика, как некое исчадье ада и воплощение зла.
Не буду скрывать, мне электросамокаты и их пользователи нравятся. Точнее мне нравятся все, кто не отравляет воздух. Не исключаю, что когда-нибудь сам обзаведусь СИМ, просто пока оно мне не нужно – предпочитаю велосипед.
В моём понимании – современная комфортная среда обитания – это отсутствие автомобилей и пробок, чистый воздух, деревья, низкоэтажная застройка, возможность до всех нужных мест добираться пешком, на велосипеде или СИМ. А вот то, что происходит в российских городах сейчас – тупиковый путь – город для машин, а не людей. Сплошная парковка – дворы, газоны разбиты и заставлены «железными конями», не пройти. Везде грязь. Из дома выходить не хочется и страшно (в нашем микрорайоне стабильно несколько раз в год сбивают пешеходов).
СИМ нужно не запрещать, а развивать и упорядочивать. А вот частный автотранспорт – ограничивать. Прежде всего в мегаполисах. Поправки в ПДД, касающиеся СИМ, принятые в нынешнем году – шаг в правильном направлении. Но нужно увеличивать число выделенных для СИМ полос дороги, прокладывать отдельные велодорожки. Запретить в центах городов использовать автомобили или установить максимальную скорость до 40км/ч (как в Европе). Жёстче наказывать тех самокатчиков, которые систематически нарушают правила. Анархии тоже быть не должно. Возможно, стоит организовать обучающие курсы, принудить пользоваться шлемом.
Но, конечно, лучше везде, где это возможно, разделить пешеходные потоки и СИМ. Электросамокаты на проезжей части более уместны, чем на тротуарах (как это сделано с велосипедами – если старше 14 лет – добро пожаловать на дорогу, на тротуаре делать нечего)
PS: Не нужно преувеличивать транспортную ценность частных автомобилей. Они обеспечивают лишь 10-15% всего пассажиропотока. Соответственно, остальные 85-90% пассажиров везёт общественный транспорт. Но проблема в том, что частные автомобили, едут по тем же дорогам, забивая их и создавая пробки, в которых стоят автобусы. Получается, что 10% баринов-автолюбителей затрудняют передвижение всех остальных. Несправедливо! Хорошо хоть сейчас массово появляются выделенные полосы для общественного транспорта, это отчасти решает озвученную проблему.