Найти тему
AXXCID

Музыкальная вселенная Фрэнка Заппы, человека, для которого никогда не существовало границ

Оглавление

Попытка разгадать загадку одного из самых беспокойных умов, которые дал нам мир музыки 20-го века, является трудной задачей. За свои 52 года Фрэнк Заппа выпустил огромный музыкальный каталог, включающий сотню альбомов, десятки сборников и различные синглы.

Фрэнк Заппа
Фрэнк Заппа

Его музыка не поддаётся классификации, как и он сам. Он играл в десятках стилей, от ду-вопа до классической музыки, проходя через фри-джаз, блюз, прогрессив, водевиль, рок-театр и авангард. Сократить его обширный каталог до нескольких слов нелепо, поэтому попробуем совершить путешествие во вселенную Фрэнка Заппы, чтобы насладиться как минимум наиболее значимыми его записями...

Всё и сразу

Фрэнк Заппа
Фрэнк Заппа

Фрэнк Винсент Заппа родился 21 декабря 1940 года в Балтиморе. Первым его инструментом была ударная установка. По его собственным словам, он не интересовался гитарой до 15 лет. Собственно, с самого начала его музыкальные вкусы были такими же разнородными, как и его более поздняя музыка.

Его первой любовью был R&B, в котором он стал заядлым коллекционером, но вскоре он стал одержим творчеством современного композитора классической музыки Эдгара Вареза. Наверное, это был лучший день рождения в его жизни: зная о его страстной любви к Варезу, его мать организовала Фрэнку телефонную беседу с любимым композитором в качестве подарка на 15-летие!

Вскоре в нём проснулась страсть к ду-вопу и гитарам, что привело к покупке акустики и книги Мики Бейкера о теории. В 17 лет он уже писал, организовывал и руководил авангардной музыкой для студенческой группы. К 20-ти Фрэнк увлёкся электрическим роком – и купил себе Jazzmaster. На этой гитаре он играл откровенное плохие (по его собственным признаниям) каверы.

Фрэнк Заппа
Фрэнк Заппа

Его первый контракт подразумевал, что он будет писать музыку к фильмам. Так, у него появились деньги, на которые он смог купить себе Gibson ES-S Switchmaster – свою первую по-настоящему хорошую гитару. С ней он записывал материал для Mothers Of Invention – его первой группы. Сменив название на просто The Mothers, группа отбросила каверы в сторону и начала играть песни, написанные Заппой. Все эти перемены привели к заключению контракта с Томом Уилсоном.

Выпущенный в 1966 году «Freak Out!» стал одним из первых двойных и концептуальных рок-альбомов в истории. Треки в нём обладают потрясающими соло и глубокой лирикой, затрагивающей неспокойное в то время американское общество. Перерыв был небольшим, и вскоре последовали «Absolutely Free» и «We’re Only in It for the Money» (о нём чуть позже), а также блистательный сольный дебют «Lumpy Gravy», на котором Фрэнк снял с себя все оковы и расширил свою музыкальную палитру.

Момент кульминации

Фрэнк Заппа
Фрэнк Заппа

Многие критики выделяют «We’re Only in It for the Money» как ключевой альбом в карьере Заппы. Это был решительный удар по зарождавшемуся движению хиппи. Это концептуальный шедевр, в котором Заппа никого не щадит, сравнивая непримиримую позицию левых и правых радикалов и пуская реки чернил против хиппи и «силы цветов».

Кроме того, пластинка показывает, что помимо того, что Заппа был превосходным композитором, он был волшебником в студии звукозаписи: ускоряя одни части, записывая в обратном порядке другие, вырезая и склеивая фрагменты... Всё это превращает запись в смесь звуков и текстур – от заразительных поп-мелодий до оркестровых экспериментов.

Ещё один альбом, который выделяют как момент кульминации Фрэнка – «Cruising with Ruben & the Jets». Здесь маэстро решил дать волю своей любви к ду-вопу! Это сделало пластинку подлинным чудом, звучащим как утраченная классика 50-х. Но тут появляется Заппа со своими гитарными соло, возвращая слушателя в реальное время и напоминая, что у него всегда найдётся несколько сюрпризов для любимого поклонника!

В погоне за совершенством

Фрэнк Заппа
Фрэнк Заппа

Как подчёркивают критики и все его экс-коллеги, Заппа всегда соревновался с собой – всю свою карьеру он пребывал в погоне за совершенством. В 1969 году он выпустил одну из своих лучших гитарных песен – речь о знаменитой «My Guitar Wants to Kill Your Mama». Композиция носит слушателя по волнам акустики и электрики, очаровывая мотивами фолка и потрясающей глубиной звучания...

Начало 70-х было бурным. 4 декабря 1971 года, когда он играл в Швейцарии, произошёл пожар, и всё его оборудование сгорело. Это событие было увековечено в истории рока песней «Smoke On The Water» Deep Purple. Менее чем через неделю обезумевший фанат столкнул Заппу со сцены в Лондоне и маэстро чудом выжил. Заппа провёл в инвалидном кресле несколько месяцев, и этот опыт имел для него физические последствия на всю оставшуюся жизнь... Но это не повлияло на его творчество.

Фрэнк Заппа
Фрэнк Заппа

«Over-Nite Sensation» и «Apostrophe» – ключевые альбомы среднего периода творчества Заппы. Именно в эту эпоху он также достигает совершенства как гитарист, что можно увидеть на «Roxy & Elsewhere».

Все последующие годы Заппа продолжал совершенствовать свои навыки, искал новые пути и новые сотрудничества. Его записи пользовались популярностью с разной степенью успеха, но даже если их не крутили по радио 24/7 – это не означало, что они быстро забывались.

Фрэнк Заппа
Фрэнк Заппа

Прошли десятилетия, а творчество этого человека по-прежнему вдохновляет музыкантов со всего мира! Его записи подобны книгам, по которым можно учиться новому и открывать для себя новые музыкальные границы... Может быть, его музыка такая же сложная, как и он сам, что-то вроде зеркала его личности. Но именно это всегда и отличало Заппу от сотен других его современников.

Рекомендуем также:

Оригинал: 🔗источник

От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще