Найти тему
Т-34

«Если двое бойцов, затаившихся неподалеку, не откроют огонь вовремя, останется одно подорвать себя гранатой» — В. Матвеев. Схватка в ночи

Немало подвигов совершили в годы войны студенты и педагоги Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта — вуза, награжденного орденом Красного Знамени. Среди тех, кто вписал славные строки в историю института кандидат педагогических наук В. МАТВЕЕВ.

В тридцатые годы Виктор Флегонтович защищал спортивную честь Ленинграда в составах команд многоборцев. Отлично подготовился он и к летнему сезону 1941 года, но грянула война. С первых ее дней Матвеев — в действующей армии. Физическая закалка выручала его во многих боевых испытаниях. Четыре боевых ордена свидетельствуют о том, что В. Ф. Матвеев мужественно выполнил свой долг. Зимой 1944—1945 годов он командовал ротой разведки штаба Второго Прибалтийского фронта, лично добыл более пятидесяти «языков» — фашистских офицеров и солдат.

Последнее испытание в его фронтовой жизни выпало в ночь со 2 на 3 февраля 1945 года. Разведчикам пришлось тогда вести операцию в крайне трудных условиях, без подготовки. Они не знали ни о расположении обороны противника, ни о наиболее опасных вражеских огневых точках и минных полях. Приказ же, полученный из разведотдела, был категоричен и ясен: любой ценой взять «языка». Далее указывались координаты действий разведгруппы.

— Наша первая попытка группового поиска не удалась, — вспоминает Матвеев. — Мы потеряли несколько человек, из-под ураганного обстрела невредимыми вышли только трое. Обо всем я доложил по рации в разведотдел. Через несколько минут был получен ответ: «Ночь длинна. Троих достаточно, чтобы взять одного».

Приказ есть приказ, его надо выполнять. Проверив оружие и положив в карманы по паре «лимонок», двинулись вперед. «Возможно, и гитлеровцам тоже необходим «язык», — подумал Матвеев и пошел на хитрость. Он пополз в сторону противника, отыскал вместительную воронку. Передохнув, громко застонал, изображая раненого. О том, что он услышан, можно было судить по серии сигнальных ракет, направленных гитлеровцами в его сторону. Потом вновь стало тихо.

Выглянув из воронки, он увидел, как гитлеровцы возятся у своего проволочного заграждения. Делали, очевидно, проход. Надо было готовиться к схватке.

Матвеев обдумал худшее из того, что могло произойти. Если фашисты вытащат его из воронки, а двое бойцов, затаившихся неподалеку, не откроют огонь вовремя, останется одно взорвать гранату. Одну он запихал в рукав полушубка, а другую, с вынутой чекой, взял в ту же руку. Стоило только отпустить предохранительный рычаг, прижатый пальцами к корпусу гранаты, как последует взрыв двойной силы. Приготовления заняли не более минуты.

Он застонал и всмотрелся в темноту, увидел ползущих к нему фашистов. Их было пятеро. По мере приближения к воронке они действовали все осторожнее. Но, уверовав в беспомощность русского, уже у воронки поднялись во весь рост и стали советоваться. Затем один лег на грудь, протянул руку и, нащупав под маскхалатом воротник матвеевского полушубка, ухватился за него и стал вытаскивать «языка» из воронки. Другие были готовы подхватить пленного. Именно в этот момент, решавший все, раздалась дробь автоматных очередей с той стороны, где находились в засаде разведчики.

А дальше все произошло, как в приключенческом фильме. Гитлеровцы, спасаясь от автоматного огня, бросились в воронку, образовав в ней то, что мы называем куча-мала. Наверху остался только тот, который вытаскивал. Лежа на животе, он старался хоть голову спрятать за край воронки. Вот по этой голове, вернее, по сползшей на глаза каске, не отпуская предохранителя, с силой и ударил гранатой Матвеев. Затем выскочил из воронки. Оказавшись наверху, тут же бросил «лимонку» туда, где была куча-мала. Секунд, отделяющих от взрыва, оказалось достаточно, чтобы оттащить за ноги оглушенного гитлеровца метров на пять от воронки.

Тут же появился один из товарищей. Подхватив фашиста под руки, поволокли его в сторону наших окопов. Разведчики понимали, что все решают секунды. Неожиданную услугу оказал и сам пленный. Он ожил, сделал два-три шага, а затем побежал в сторону наших траншей. Как потом выяснилось, фашистский вояка знал, что все здесь простреливается многослойным пулеметным огнем.

Разведчики достигли безопасной зоны прежде, чем враги открыли огонь.

— На этом, — говорит Виктор Флегонтович, — можно было бы поставить точку, как в рассказе с благополучным концом. Но в каких-нибудь десяти — пятнадцати метрах за высотой я подорвался на противопехотной мине. Поэтому та февральская в ночь и была моей последней в разведке...

В. ТУРКИН (1985)

☆ ☆ ☆

За годы Великой Отечественной войны Матвеев Виктор Флегонтович был награжден орденами Красной Звезды (28.10.1943), Отечественной войны II степени (30.03.1944), Красного Знамени (03.08.1944).

Последней боевой наградой Виктора Флегонтовича был орден Отечественной войны I степени, врученный за отлично выполненную задачу, рассказ о которой вы прочитали только что.

Наградной лист о представлении к ордену Отечественной войны I степени капитану Матвееву Виктору Флегонтовичу, командиру 2-го отделения моторазведроты Ленинградского фронта. Даты подвига: 01.02.1945-28.02.1945. Приказ подразделения № 754/н от 09.06.1945. Источник: pamyat-naroda.ru
Наградной лист о представлении к ордену Отечественной войны I степени капитану Матвееву Виктору Флегонтовичу, командиру 2-го отделения моторазведроты Ленинградского фронта. Даты подвига: 01.02.1945-28.02.1945. Приказ подразделения № 754/н от 09.06.1945. Источник: pamyat-naroda.ru