Насколько часто встречаю обсуждения «Саги» Голcусоурси в сети, настолько же часто встречаются там и упоминания о двух ее экранизациях. Вообще, создается впечатление, что большинство помнит немного «из книги», немного «из кино». Вот я и решила освежить в памяти старый фильм. И отделить поступки книжных героев от «киношных».
Фильм снят в 1967 году. В нем 26 серий. Это, конечно, плюс – вообще длинные и обстоятельные произведения редко выигрывают от коротких экранизаций, где все галопом что-то делают, а мотивы поступков остаются за кадром.
Здесь будет только обзор первой серии. Возможно, кто-то тоже захочет пересмотреть или хорошо помнит детали – тогда с огромным удовольствием прочту ваше мнение.
Итак, первая серия "Семейный фестиваль" вся целиком посвящена «докнижному» периоду. Здесь описываются события, которые к началу повествования в «Собственнике» уже совершились. Это помолвка, а потом и свадьба Уиннифред и Дарти и отношения молодого Джолиона с семьей и гувернанткой его дочери. Ну и еще нам представляют семейство Форсайтов – всех этих дядюшек и тетушек :)
Внимание! Сомс в этой серии даже не увидел Ирэн! Она вообще не появляется, о ней только упоминают!
Мои впечатления.
1. В 60-е вообще было принято снимать возрастных актеров, и никого не смущало, что 20-25-летнего играет актер лет 40-45. Здесь же сложность была в том, что молодые персонажи должны к середине фильма стать людьми среднего возраста, а потом и пожилыми. Понятное дело, что при отсутствии современных технологий и супергрима выбор был очевиден: взяли людей среднего возраста.
Итак, молодой Джолион:
И Сомс:
Здесь «Сомс» находится в более выигрышном положении. Потому что по сюжету это серьезный делец, занимающийся деловыми вопросами, безупречно вежливый, сдержанный. Ну в общем, разница в возрасте не так бросается в глаза. Хотя молодым человеком он не выглядит. Просто его поведение не контрастирует с внешностью.
«Джолиону» же явно за сорок. При этом мужчина, который визуально может переживать кризис среднего возраста, ведет себя как молодой человек, которого терзает пост-подростковый синдром. Выражается это в том, что он пока еще не ушел проживать с бывшей гувернанткой, но всячески демонстрирует «я не такой». Демонстрирует жене, конечно. Поскольку приличного протеста он изобразить не может, да и сложно это - протестовать, проживая в благоустроенном доме на заработанные торговлей средства папеньки - младший Форсайт выражает несогласие с окружающим его миром, отказываясь посещать вместе с миссис Джолион светские приемы и опаздывая на те, которая она устраивает у них дома. Здорово, правда? Честно говоря, после 18 лет такое поведение в любом случае выглядит странно, но когда к этому всему прилагается дяденька лет сорока на вид…
(Здесь я бы хотела отметить, что никаких вопросов к игре актеров я не задаю. Играют все достойно. Речь исключительно о впечатлении, которое производит фильм сейчас, ну и о поведении персонажа, которое я в любом случае – даже если бы его играл кто-то молодой и прекрасный – одобрить не могу. Конечно, стоит учитывать и то, что события этой серии – выдумка сценаристов. В романе не указаны, насколько я помню, такие подробности.)
В финале молодой Джолион отказывается идти на свадьбу Уиннифред с Дарти. Невзирая на то, что отсутствие его будет явно замечено всеми родственниками, а жене при этом придется изображать «все хорошо, ничего не знаю, извините, мне надо срочно отойти» перед его отцом. А, ну и Джун, которая несет шлейф невесты, понятное дело, обойдется без похвалы папеньки. (Тут его дедушка заменит).
2. Чуть меньше внимания уделено Уинифред и Дарти.
Собственно, здесь сюрпризов нет – она очень влюблена, он явно пройдоха, Джеймс не сразу дал согласие на свадьбу.
3. И, наконец, Сомс знакомится с миссис Эрон. По сюжету он едет к ней обсудить финансовые вопросы. Ирэн при этом не присутствует, зато присутствует некий сосед-доброжелатель, мистер Ломакс. Судя по его поведению, он положил глаз на денежки, которые должны появиться в результате вложений, предложенных Форсайтом.
Любопытная деталь: этот сосед сообщает Сомсу о том, что Ирэн через два месяца уедет в Париж, где ей предоставлена возможность обучения в консерватории с последующей возможностью преподавать. Да еще и несколько раз повторяются реплики о том, как ей необходима профессия. Это несколько странно, учитывая последующую ситуацию, когда Ирэн прямо-таки вынуждена идти замуж.
Будем надеяться, этот момент прояснится во второй серии.