Ты есть. Россия-Франция, 1993. Режиссер Владимир Макеранец. Сценарист Виктория Токарева (по повести Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть»). Актеры: Анна Каменкова, Вадим Любшин, Инга Ильм, Регимантас Адомайтис, Татьяна Лютаева, Наталья Ковалёва, Наталия Потапова, Иван Краско и др.
Известная писательница и сценаристка Виктория Токарева сочинила историю о том, как преуспевающая переводчица (Анна Каменкова) волею судьбы вынуждена ухаживать за парализованной женой своего сына. Использованы излюбленные приемы мелодрамы: бедная невестка и обеспеченная свекровь, неожиданная автокатастрофа, роковая соблазнительница, заставляющая героя изменить жене-калеке и т.д.
Авторы фильма оснастили их бытовыми подробностями и претензией на психологичность. Актеры снимались в фильме обаятельные. Режиссура оказалась вполне приемлемой, хоть и лишенной тонкости и изящества...
Александр Федоров
Ты у меня одна. Россия, 1993/1994. Режиссер Дмитрий Астрахан. Сценарист Олег Данилов. Актеры: Александр Збруев, Марина Неёлова, Светлана Рябова, Марк Горонок, Мария Лобачёва, Ксения Морозова, Маша Каленская, Александр Лыков, Ирина Мазуркевич и др.
Дмитрий Астрахан дебютировал в начале 1990-х драмой «Изыди!..» — страшной историей еврейского погрома. При этом погром учиняют не какие-то инфернальные бесы, а простые русские люди, до поры до времени мирно уживавшиеся с соседями-евреями.
В своем дебюте Д. Астрахан удивил многих своим умением создать эмоционально напряженное поле, открытостью к зрительским сердцам... На «Изыди!..» сложился его творческий союз (ставший потом постоянным) с одним из самых плодовитых российских сценаристов Олегом Даниловым.
В следующем фильме — мелодраме «Ты у меня одна» — Д. Астрахан с пронзительной болью сумел передать самоощущение обычных россиян, в один прекрасный день окончательно осознавших, что они «чужие на этом празднике жизни», где нет больше места сантиментам и жарким спорам о возвышенных материях, где сопровождаемые крутыми парнями бизнесмены разъезжают на «Мерседесах», лениво пересчитывают пачки долларов и звонят в Нью-Йорк...
…Жизнь сорокалетнего Евгения похожа на тысячи других. Скромная должность инженера в каком-то НИИ. Тесная квартирка в стандартной многоэтажной «коробке». Всё еще мечтающая вырваться из замкнутого круга унизительной нищеты жена. 16-летняя дочь, для которой судьба «неупакованных» родителей — наглядный пример того, как жить нельзя, воплощение ее страхов перед будущим.
Авторы фильма в нескольких начальных эпизодах фильма дают узнаваемую зарисовку бытия «среднестатистической семьи интеллектуального труда»: заезженные упреки жены и дочери, недвусмысленные намеки, что Евгений — типичный неудачник, что все вокруг давно сумели устроиться, на худой конец — приспособиться, что надо попытаться во что бы то ни стало попасть в число служащих русско-американской фирмы и т.д. А там: мечты-мечты, где ваша сладость — поездки за океан, гавайские пляжи, духи от Диора и костюмы от Кардена...
Александр Збруев и Марина Неелова играют все это без нажима. И даже последующий сюжетный ход, не делает их игру менее достоверной. Оказывается, что совместную фирму организовывает компания бывшего Жениного одноклассника, младшая сестра которого — Анна приезжает в Россию. Аня с тех давних лет все еще любит своего единственного и неповторимого «дядю Женю». Теперь она готова стать для него царевной-лягушкой: покупает ему шикарный костюм, назначает представителем американской компании в России...
Но гордость не позволяет Евгению стать «содержантом». «Ну, не люблю я тебя, понимаешь!», — кричит герой картины своей принцессе.
И надо видеть, как ведет эту сцену Александр Збруев. В его взгляде столько всего намешано! Хорошо, если б говорил он такие слова, потому что безумно любил свою жену. Так нет, все уже перегорело, любовь за годы плавно перешла в привычку. И если можно жить без любви с одной, то почему нельзя — с другой?
На мой взгляд, тут иное. Усталость. Безысходное осознание, что жизнь прошла мимо, что нет уже сил, чтобы все начать с нуля… Горечь этого ощущения не снимают ни последующее возвращение к жене, ни «феллиневский» постскриптум с празднованием дня рождения ...
А не вписавшись в поворот судьбы, герои фильма уже через несколько дней после трогательного единения и отъезда Ани в Америку снова будут отравлять жизнь друг друга взаимными упреками и мечтать об отдельной комнате для дочери...
Александр Федоров, киновед