Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Трудно первые сто лет" (СССР, 1988) и "Трясина" (СССР, 1977)

Трудно первые сто лет. СССР, 1988/1989. Режиссер Виктор Аристов. Сценаристы: Георгий Марков, Эдуард Шим, Виктор Аристов. Актеры: Любовь Красавина, Николай Шатохин, Анна Овсянникова, Костя Шкурко, Ольга Николаева, Наталия Львова, Наталья Назарова и др. 1,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Суровой, «пост-германовской» картиной «Порох» Виктор Аристов заявил о себе как о сильном профессионале. Уверен, что его работа «Трудно первые сто лет» подтверждает высокий уровень режиссерского мастерства.

Как и прежде, В. Аристов «звездам» предпочитает незнакомых зрителям актеров. А в изображении провинциального и деревенского быта второй половины 1980-х годов он не менее точен в деталях и подробностях, чем в воссоздании атмосферы ленинградской блокады в «Порохе». Нищета российской деревни и, мягко говоря, убогость лексики и малосодержательность жизни сельской молодежи даны В. Аристовым впечатляющими мазками.

И когда главная героиня фильма — молодая женщина Варя, несколько лет прожившая с любящим, но постылым мужем, мечтает вырваться из полосы ежедневно однообразных разговоров о том, как во что бы «то ни стало выстроить из ворованных материалов двухэтажный дом, сразу же оказываешься на ее стороне.

Еще три-четыре года назад такой взгляд на деревенское житие-бытие был бы немедля признан крамолой, и картина обреченно проследовала бы на «полку». Разумеется, все эти суровые санкции последовали бы без учета Вареных эротических видений и снов, представленных на экране в стилистике, откровенно полярной реалистическому ряду основной части фильма...

Сны эти — яркие, чувственные, загадочно-экзотичные — в полном согласии с теорией компенсации передают нам неосуществленные, подавляемые героиней желания и мечты. Боюсь, что в прежние времена за эти сны можно было вообще заработать официальное отлучение от кинематографа «соцреализма»...

Еще недавно Варя была бы немедленно обвинена «моралистами» в мещанском стремлении к «красивой жизни», в игнорировании общественной работы и прочих грехах. Но, ей-Богу, что дурного в том, что она в отличие от многих своих односельчан не может примириться с унижением человеческого достоинства, с унылой бездуховностью, бесперспективностью и одномерностью существования, где лозунги и призывы к подъему сельского хозяйства давно уже стали привычным камуфляжем для отторжения человека от земли, бесхозяйственности и бюрократизма. Вот почему Варин побег — куда глаза глядят — воспринимается как форма беззащитного протеста, как крик о том, что так дальше жить нельзя...

Александр Федоров, киновед

-2

Трясина. СССР, 1977/1978. Режиссер Григорий Чухрай. Сценаристы Виктор Мережко, Григорий Чухрай. Актеры: Нонна Мордюкова, Вадим Спиридонов, Андрей Николаев, Валентина Теличкина, Валерий Носик, Владимир Гусев, Иван Рыжов и др. 19,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Недаром Григорий Чухрай хотел вначале назвать свой фильм «Нетипичная история»: крестьянка Матрена Быстрова в годы войны укрывает своего сына Дмитрия, но не от немцев, а от своих... Мужа убили на фронте. Старший сын Степан пропал без вести. Так хоть последнего уберечь хотела. Нонна Мордюкова передает все нюансы внутренней борьбы, раздирающей Матренину душу.

Актеру Андрею Николаеву тоже досталась нелегкая роль. И ему удалось убедительно показать, как тихий, добрый, застенчивый Дмитрий, скрываясь долгие военные годы на чердаке, становится все меньше и меньше похожим на человека. Он превращается в затравленное, злое, жестокое животное, жизнь которого складывается из еды, постоянного нытья и издевательств над матерью, обвиняемой им во всем.

Да и сама Быстрова мало напоминает себя прежнюю — живую полную сил. Жизнь в постоянном страхе и мучениях сделали свое дело. Перед нами изможденная, со впавшими глазами, седая старуха...

Григорий Чухрай находит многозначительную метафору Победы, белым всадником с факелом в руке мчащейся в темноте ночи. За эту победу и за эту войну каждый из героев фильма заплатил свою цену...

Александр Федоров, киновед