Найти в Дзене
частные суждения

Самое удивительное предсказание братьев Стругацких.

Самое главное, что интересовало в будущем таких выдающихся советских писателей-фантастов как Иван Ефремов и братья Стругацкие — вовсе не чудеса техники или новые научные открытия, а изменения в обществе. И если Ефремов смотрел вперёд буквально через тысячелетия, то Стругацкие занимались более близким будущим. И им удалось абсолютно точно предсказать появление совершенно нового социального слоя, появление которого рациональными средствами предвидеть было абсолютно невозможно. Нет, речь не идёт о креаклиате, описанном ими в «Хищных вещах века», а о совсем ином явлении.

Обложка современной аудиокниги.
Обложка современной аудиокниги.

Ещё в 1967-м году Стругацкие сочинили повесть «Гадкие лебеди», посвящённую превращению следующего поколения людей в нечто иное, прежде невиданное. Этому превращению способствуют некие «мокрецы», явно нечеловеческая сила, но вот дети, ими опекаемые, при всей их непохожести на своих отцов в духовном и интеллектуальном смысле, всё-таки люди. В финале эти дети навсегда покидают прежний мир, уходя в какой-то свой, неведомый и непостижимый для старшего поколения.

Современное издание повести.
Современное издание повести.

Более чётко этих людей завтрашнего (а для нас — сегодняшнего) дня братья Стругацкие опишут в 1984-м году, в повести «Волны гасят ветер», завершающем трилогию о Максиме Каммерере. Как и в «Гадких лебедях», некая внешняя по отношению к старому человечеству сила в лице Странников (во всяком случае, так сперва думает главный герой) ведёт отбор среди людей, чтобы увести из прежнего, человеческого, тёплого и ласкового мира Полудня, неких избранных. Этим избранным совершенно неинтересно даже идеальное коммунистическое общество, они живут вне его и занимаются какими-то своими непостижимыми экспериментами.

Виртуальность в мире Стругацких. Иллюстрация к «Обитаемому острову».
Виртуальность в мире Стругацких. Иллюстрация к «Обитаемому острову».

Не могу отказать себе в удовольствии процитировать «Меморандум Бромберга», который появляется в этой повести:

«— человечество будет разделено на две неравные части;
— человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру;
— человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть форсированно и навсегда обгонит большую;
— человечество будет разделено на две неравные части по неизвестному нам параметру, причем меньшая часть форсированно и навсегда обгонит большую, и это свершится волею и искусством сверхцивилизации, решительно человечеству чуждой».

Ещё одна иллюстрация к Стругацким. Не знаю, люден ли это, но явно нечеловек.
Ещё одна иллюстрация к Стругацким. Не знаю, люден ли это, но явно нечеловек.

Кстати, в части расследования Максима Каммерера о так называемой «фукамифобии», были предсказаны ещё и антипрививочники, но на фоне главной темы это сущая мелочь. Итак, что самое главное в людях нового типа, какова их основная черта, отличающая от всех предыдущих поколений рода человеческого? Неужели Стругацкие постеснялись её назвать? Разумеется, нет. Главное отличие новых людей даже выведено в их название. Они «людены» — от латинского термина «Homo Ludens», то есть «Человек Играющий». Сейчас их называют «геймеры».

Обложка издания 2003 года.
Обложка издания 2003 года.

Нужно сказать, что сам термин был придуман нидерландским профессором философии Йоханом Хёйзингой ещё в 1930-е. В 1938-м году вышла его книга, которая так и называлась «Homo ludens». В этом фундаментальном исследовании подробно изучался феномен игры как социального и культурного явления, сопровождавшего всю человеческую историю. Вот только философ, в отличие от братьев Стругацких, писал о самых обычных людях, а не каком-то отдельном социальном слое, классе или касте. И тем более он не предвидел появление целой общественной страты, для которой именно игра станет основой всей жизни.

Ещё одна иллюстрация к какой-то из книг Стругацких.
Ещё одна иллюстрация к какой-то из книг Стругацких.

У читателя может возникнуть вопрос — но ведь согласно Меморандуму Бромберга люденов породила некая внешняя, нечеловеческая сила? Да и в «Гадких лебедях» новым людям помогли появиться «мокрецы» — некие нечеловеческие существа. Так ведь и геймеры в реальности появились не сами по себе, а как следствие возникновения сперва дешёвых и доступных широким народным массам компьютеров (в том числе их упрощённых моделей в виде игровых приставок к телевизору), а затем их максимальному распространению способствовали Интернет, а также беспроводная связь.

Вычислительная техника в 1956 году.
Вычислительная техника в 1956 году.

Если рассуждать в терминах мира Полдня, то нашу реальность можно рассматривать как порождение той самой Массачусетской машины, которую коммунары, как известно, выключили и замуровали. А у нас она постепенно проникла во все сферы жизни и одновременно породила новую форму социальной жизни — геймеров, мало интересующихся обыденной жизнью и живущих в виртуальных мирах.