Дверь тихо и как-то интеллигентно отворилась. Эта интеллигентность совершенно не сочеталась с ужаснейшим беспорядком на моём столе и на прилегающей к нему парте, где стоял чайник, окружённый печеньем и фантиками.
В дверь заглянула Мария Павловна. В кабинете сразу стало тепло и светло.
- Машенька, мне вас точно Бог послал!
Я улыбнулась и с удивлением посмотрела на коллегу. Меня? С шилом в попе и с зоопарком в голове? Если только в наказание...
- Я села сейчас работы проверять на этом сайте, будь он неладен. Пароль ввожу, всё делаю правильно. А он мне ничего не открывает. Не посмотрите? По всей школе прошлась - никого нет. Видимо, только мы с вами сидим над тетрадками.
Я закрываю дверцу шкафа и прыгаю вниз по ступенькам за коллегой.
Днём ранее...
Мы со Светкой располагаемся напротив Марии Павловны. Она будет говорить. Мы будем слушать. Не перебивая, не задавая вопросов. Просто слушать. Где-то там будут спешить машины, шлёпать по лужам прохожие. А в кабинете напротив пожилой коллеги сидят молодые специалисты и слушают. Теряясь во времени и пространстве, забывая обо всех неудачах. Магия. Давно забывая и потерянная магия живого разговора.
К Марии Павловне мы заглянули со Светкой буквально на минутку, чтобы помочь зарегистрироваться на очередном безумном сайте. Но как можно сразу уйти от такого человека? Мы присели и утонули в её мягком тембре и невероятном умении рассказывать.
-...И в 9 классе ему полностью крышу снесло. Идёт у нас урок. Пишем сочинение. Даша сидит в телефоне. Прошу мне на стол положить. Она спокойно отдаёт и продолжает работать. И тут подхватывается наше чудо. Начинается концерт.
- Отдайте телефон! Вы не имеете права отбирать!
- Во-первых, ваши родители в сентябре подпись поставили, что имею, во-вторых, он не твой, работай, пожалуйста.
- Нет, это телефон моей подруги! - переходит на вопли товарищ.
"Подруга" недоумённо осознаёт свой новый статус.
- Вам, Мария Павловна, нужно непременно пересмотреть свои педагогические методы!
-... И знаете, что он дальше сказал? Что мне на пенсию пора! Мол, не можете вы уже учить! Я понимаю, что он хам неотёсанный. Что от него вся школа воет...
"Но мне сейчас так больно, девочки...", - закончила я мысль в своём подсознании.
А под окнами груша стоит в белоснежном платье. Нарядная невеста, стыдливо скрывшаяся за нежными цветами. Я смотрю на неё и пытаюсь понять, почему. Почему человек, который ухитряется научить даже самых безграмотных, должен терпеть подобное унижение?
- Знаете, девочки, когда я работать начинала, дали мне один класс. К ним никто на замены не шёл. Единственный человек, который с ними справлялся - классный руководитель. Больше они никого не воспринимали. Мне они с порога заявили, жуя жвачку и ковыряя в носу:
- А мы всех учителей доводим!
И вот однажды рассказывала я этому зоопарку про Лермонтова. Вторая смена, вечер. Не знаю, что такого было в том уроке, но они действительно слушали. А я заговорилась, молодая была, за временем не уследила. Звонок прозвенел - а они сидят. Я говорила, говорила... Когда мы открыли дверь, в класс ввалились ошарашенные родители. Они вначале ждали детей у школы. Не дождались, поднялись на этаж. Подошли к двери - тишина. Вначале решили, что там не их дети. Приложили уши к двери. А там молодая я и Лермонтов...
...Я смотрю на монитор компьютера Марии Павловны. Инструкция не помогает. Набираю Светку.
- Свет, ты не знаешь, куда нужно кликнуть, чтобы оно заработало?
- Включи камеру и покажи мне экран.
Мария Павловна за кадром улыбается и шутит про научный прогресс. Я сую свой телефон в экран ноутбука.
- Так, вот на эту кнопку, на эту, а потом вот сюда. Да, и вон на тот плюсик, - командует Светка, которая сама не так давно работала с этим сайтом.
Общими усилиями мы разбираемся с чудом образовательным, которое детей по функциональной грамотности тестирует. Тепло прощаемся с Марией Павловной. Я иду разгребать бардак на своём столе, она садится за ноутбук.
... Знаете, девочки, что самое интересное в этой истории? Иду я на днях возле библиотеки, сиренью цветущей любуюсь, воздухом свежим дышу. И тут неожиданно из ближайших кустов вылезает человек. Нет, походка твёрдая, но видно, что алкоголь из его организма не так давно выветрился. Направляется ко мне.
-А вы ведь учитель?
Я решила признаться.
-Да.
И в сторонку отошла. Мало ли.
- А я вас помню. Вы, когда в школе N работали, у нас литературу вели. И про Лермонтова рассказывали... Нам так интересно было...
Я разбирала завалы на столе и думала о том, что... не хочу. Не хочу, чтобы Мария Павловна на пенсию уходила. Она нужна не только детям. Она нужна нам. Нам, молодым специалистам, которые только начинают свой путь. Потому что она, сама того не осознавая, учит нас самым важным вещам. Помогать. Доверять. Дарить тепло. Быть человеком в любой ситуации. И ... прощать.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Давайте учить вместе!