Помните сколько злорадного улюлюканья, причём даже из-под родных осин, было по поводу дымящего изношенными котлами "Кузнецова", которому шёл на тот момент 25-й год эксплуатации?
Ну что ж, познакомимся с оценкой проблем с трёхлетним новейшим британским "Принцем Уэльским" в изложении англичан. И попытаемся понять эти проблемы, стоящие перед современным судостроением, эксплуатационниками - и в итоге перед военно-морскими флотами.
Для начала немного о том, как он приводится в движение. Энергетическая установка включает в себя две газовые турбины Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и четыре дизель-генератора Wartsila 38 финского производства общей мощностью 40 МВт. Двигатели работают на генераторы, дающие электроэнергию в общую сеть авианосца и питают, в том числе, 4 электродвигателя, которые вращают два гребных вала с винтами фиксированного шага. Пока вроде бы всё понятно, как и то, что мощнейший британский корабль в определённой степени зависим от Финляндии. Ну, то их проблемы.
Переходим к гребным валам. Обычно эти валы составные, для удобства монтажа и замены повреждённых участков. Вот схема, она не относится к "Принцу Уэльскому", просто демонстрирует принципиальное устройство составного вала. Красными кружками отмечены муфты, соединяющие отдельные сегменты вала.
На снимке - секция гребного вала устанавливается при строительстве "Куин Элизабет"
1 - перо руля, 2 - секция вала, 3 - кронштейн гребного вала. Вот вид кронштейна сбоку при установке вала на судно "река-море":
Эти сегменты должны быть идеально отцентрованы, допуски по излому и смещению микроскопические. Далее слово британскому источнику:
Вскоре после отплытия из Портсмута 27 августа 2022 года вышла из строя муфта, соединяющая секции правого гребного вала, что привело к значительному повреждению вала, гребного винта и поверхностному повреждению пера руля. Впоследствии корабль был поставлен в сухой док в Росайт для осмотра и ремонта. Выяснилось, что разрыв муфты произошел в результате вибрации, вызванной смещением вала, о чем было известно задолго до того, как авианосец впервые покинул верфь в 2019 году.
Эксперты тогда сообщили, что смещение вала находится «в допустимых пределах» и не должно быть проблемой. Корабль был сертифицирован инспекторами Lloyds и прошел несколько тысяч миль, прежде чем накопленное напряжение из-за смещения соединения сломало муфту.
По прибытии в Росайт левый вал также был осмотрен и обнаружил аналогичные признаки повреждения из-за несоосности, требующие замены секций. Новый гребной винт правого борта и секции вала были поставлены зарубежным производителем.
Я, конечно, дико извиняюсь, но как это всё понимать? Там что, валы центруют собачьи парикмахеры? Более того, отплытие уже было отложено на 24 часа из-за проблем с двигателем правого борта, и корабль вышел в море с гражданским персоналом производителя оборудования (GE Power Conversion) на борту, с уверенностью, что двигатель можно отремонтировать во время движения. (Видимо, речь идёт о гребном электродвигателе, именно их производит Дженерал Электрик).
Авианосец шёл, используя только левый вал. Сообщения прессы о том, что поломка произошла из-за того, что инженеры Королевского флота «забыли смазать вал», являются презренной чушью. (Внешние подшипники смазываются морской водой).
Это действительно так, подшипники кронштейнов и дейдвудного устройства именно так и смазываются. Но дело оказалось в муфте, а не в каких-то подшипниках. И кстати, автор скромно умалчивает, что есть ещё упорный и опорные подшипники, о чём обыватели могут и не знать. Но мы-то с вами знаем, а масло в такие подшипники я лично добавлял неоднократно.
"Принца Уэльского" поставили в док
И тут начался второй акт Мармезонского балета. "Дейли мэйл" опубликовало статью, что "Принц" «был превращен в свалку металлолома, чтобы поддерживать родственный корабль Queen Elizabeth на плаву» - Stricken £3.2BILLION Royal Navy aircraft carrier HMS Prince of Wales is reduced to acting as a scrap yard to keep sister ship Queen Elizabeth afloat - as questions are raised about its future.
Были сняты подъемные цепи, которые позволяют поднимать истребители из-под палубы, электрические системы и секции специальных топливных фильтров газовых турбин корабля.
Вот эти цепи:
И вот, что пишут про них:
Несмотря на исчерпывающие береговые испытания, проведенные производителем (MacTaggart Scott) перед выходом в море, цепи на одном из авиационных подъемников вышли из строя, вероятно, из-за воздействия суровых морских условий (или из-за того, что они не были должным образом защищены). Очевидно, что работа обоих подъемников имеет решающее значение для эксплуатационных возможностей, поэтому "Принц" пожертвовала комплект цепей своему родственному кораблю, но они будут заменены.
А также - Фильтры, которые используются для объединения очень мелких частиц воды, которые могут присутствовать в топливе, в более крупные капли, которые затем легче удалить. Для газовых турбин MT 30 требуется топливо исключительной чистоты.
И этому находится оправдание: В идеальном мире у Королевского флота (RN) был бы полный перечень запасных частей для всех своих судов, но бюджетные ограничения означают, что запасные части берутся с бездействующих судов, чтобы суда, находящиеся на передовой, могли выйти в море. STOROB (каннибализация по-простому) является обычной, если не идеальной (!) , практикой в большинстве военно-морских сил, и использование оборудования, снятого с HMS Prince of Wales для использования на HMS Queen Elizabeth является разумным краткосрочным решением. Это не признак того, что Prince of Wales был превращён в беззащитного донора и будет разбираться до такой степени, что его утилизируют. Оборудование не «вырывается» на скорую руку, а очень осторожно снимается и транспортируется на родственное судно.
"Идеальная практика", и это в стране, вооружённые силы которой не подверглись такому разгрому, как российские после распада СССР!
Многие детали, производимые для авианосцев (да и для большинства военных кораблей), изготавливаются по индивидуальному заказу в очень небольших количествах, и получение замены в короткие сроки может быть очень дорогим или невозможным. Разумно использовать ограниченные средства, чтобы снять часть с корабля, который не нуждается в ней немедленно, и переместить ее на находящееся в передней линии. В этом случае замена будет дешевле, так как у поставщика будет больше времени на ее изготовление.
И более того: В случае некоторых особенно дорогих предметов, таких как детали для эсминцев Type 45, новые запчасти вообще не будут закупаться, и они будут циклически передаваться между кораблями одного класса по мере их перемещения между операциями и обслуживанием.
Ну что ж, ничто не ново под Луной, и если встретите где-нибудь хихиканье по поводу аналогичных проблем на нашем флоте, вспомните о бедном "Принце Датском Уэльском".
*****
Статья на схожую тему:
.................................................................................................................................................................